Есть итальянская пословица «Между словом и делом – целое
море» Lectio Divina - это мост на восьми
столбах, по которому можно перейти это море,
которые ведут шаг за шагом через медитацию и долгую молитву к
трансформации жизни. Цель Божественного Чтения – не интеллектуальное
удовольствие, не знание, но трансформация жизни.
1. Чтение. Оно состоит в том, чтобы
читать и перечитывать, пока не схватишь главных элементов, структуру,
персонажей, действия, характер действий, ближний и дальний контекст,
параллельные отрывки, которые помогают лучшему пониманию. Это свободная и
точная работа, чья цель состоит в том, чтобы ответить на вопрос: «Что говорит
этот текст?» Очень часто, если нас спрашивают: «Что говорит этот текст?», мы
сразу же начинаем высказывать собственные мысли об этом тексте. На этом первом
шаге необходимо читать с карандашом в руке, чтобы отмечать, подчёркивать,
помечать, выделять.
2. Медитация. Состоит в том, чтобы
отыскать ключевую ценность или сообщения, которые являются ключевыми в тексте.
Отвечай на вопрос: «О чем говорит этот текст, какими базовыми ценностями он
движим?» Ответ почти всегда находится в ключевых словах, которые нужно неспешно
повторять и смаковать – идти с этими словами, пока они не наполнят наше сердце
и не станут размечать ритм нашей жизни.
3.Созерцание. Встанем теперь перед
любовью Бога, Иисуса Христа и Cвятого Духа, которая создаёт историю. В этом
месте текст говорит мне обо мне и для меня, переставая быть лишь способом
передачи главных сообщений. Отвечай на вопрос: «О чем текст говорит мне?»
4. Молитва. Начиная всегда с текста,
вступаем теперь в диалог с Господом посредством хвалы, благодарности и мольбы. Молиться
– значит принимать благоволение Бога, создателя прекрасного мира и нашего
искупителя. Это благо, будучи принятым, переводится в доброту нашего сердца,
нашего взора, наших слов, наших рук. Франц Розенцвейг отмечает, что молитва
образует новый порядок мира, освещает мир. Не в том смысле, что, молясь, мы
получаем новый свет, чтобы увидеть мир, но в том смысле, что, молясь, мы видим
мир освещённым новым и первым светом творения, мир прекрасный, мир высказанный
и упорядоченный Словом Божиим и им же искуплённый. Святая Тереза Авильская
отмечает, что «молитва – это внутренняя дружеская связь, молиться – это быть с
тем, про кого мы знаем, что он нас любит». Истинная любовь спокойна, но в то же
время и рискованна, есть в ней некий трепет, дрожь, озноб, который
устанавливает в нас новое основание, как когда жених говорит невесте: «Ты
прекрасна, моя любимая, и ужасна, как войско в битве!»
5. Утешение. Есть утешение
новозаветное, которое берёт начало в сердце Отца и которое нас оживляет в
утешении наших братьев. Исходит оно также от Распятого и Воскресшего Христа и
от Святого Духа и достигает сердца огорченных, больных и до сердца самой
смерти. В этой точке нашего пути наслаждаемся утешающим присутствием Бога в
нашей жизни, чувствуем, как наше сердце исполняется радости и пробуем на
прочность тот способ действия, который был предложен в послании текста.
6. Распознавание. Это тот момент,
когда всегда под действием ясного и высшего действия Бога я погружаюсь в
различение ценностей: ценного и неценного, евангельских ценностей и подделок.
7. Решение. Теперь время делать
выбор, выбирать образ жизни, полностью соответствующий Евангелию.
8. Действие. Теперь я нахожусь перед
Богом, держа свою жизнь в своих руках. Сделав выбор в соответствии с
Евангелием, теперь время спросить: «Что делать?», совершить конкретные
действия, которые изменяют сердце и жизнь.
Из книги António Couto "Uma palavra é
melhor do que um presente" /"Иное слово лучше, чем подарок"
1
Комментарии
Отправить комментарий