Три подвига писателя Антеру де Фигейреду

Эта маленькая книжечка была написана в 1945 году достаточно пожилым человеком и писателем. Ему было 79. Он был болен. Он не был уверен в том, что успеет написать ещё что-то (хотя успел, дожив до 90 лет). И он решил выразить то главное, о чем он писал практически всю свою жизнь.  Может быть, знатоки литературы подскажут мне, кто ещё делал подобное. Но я таких случаев больше не знаю.

Но это не первый подвиг в творческой биографии Антеру де Фигейреду (так звали писателя). Первым подвигом было само писательство. Это не было его призванием. Это было, кажется, единственным выходом. Потому что с юности Бог наградил его слишком слабым здоровьем, чтобы он мог заниматься каким-то трудом постоянно и планомерно. Оставалось – только писать, когда здоровье позволяло. Он написал несколько рассказов и даже один роман. Но только в 38 лет с ним случилось чудо – он создал совершенно гениальный роман: это был роман в письмах, написанных от лица влюблённой женщины. Если вы не знаете, что эти письма выдуманные, вы никогда не поверите, что они не настоящие. Я перевела этот роман, и да, были люди, которые, читая его, решили, что читают подлинные письма и очень переживали за писавшую даму.

Роман был не просто высоко оценен. Он был очень высоко оценен. Португальские интеллектуалы того времени поняли, что на небосклоне португальской литературы зажглась новая звезда.

В этот момент Антеру де Фигейреду совершил новый немыслимый подвиг. Он отказался писать в так удавшемся ему жанре «светского романа» и постепенно начал искать другую форму романа, которая бы повествовала не о героях и человеческих страстях, а о пути человеческой души к Богу. Он нашел её. Как минимум четыре романа написаны в этой непривычной для европейской литературы форме.


И вот, в 79 он попробовал выразить то, что хотел высказать в своих романах, боясь, что не успеет написать больше…

ЮГрязнова



Antero de Figueiredo
O Escândalo do Espirito
Антеру де Фигейреду
Скандал Духа


Введение

Если Истина, обнажённая и жёсткая, становится поразительным скандалом, взрывающим бесконечные просторы Лжи, не менее возмутительно извещать о Духе перед лицом Материи, в которую погружаются, оскотиниваясь, тела, с удовольствием проводя там время и беззаботно растрачиваясь. Меж теми, кто его признаёт и теми, кто его отрицает, есть те, кто так ценит и обожает самих себя в своих свободных размышлениях, что встречает его презрительной усмешкой и пожиманием плеч, с трусливым испугом публичного признания метафизических абстракций  - так случается с теми, кто не хочет часто показывать себя верующим, находясь (будучи при этом так или иначе религиозным) среди интеллектуальных рационалистов. Вот Инстинкт, тот демонстрируется с бесстрашием, самодовольством, пафосом; но провозглашая праздник жизни в свободном действии эти, кто так кичится этим, на самом деле лишь рабы: чувства их подчиняют, тиранизируют, пускают в галоп, стягивая рот уздой, и заставляют падать в пропасть с вахкхическим криком острого наслаждения или тихим напевом невыразимого удовольствия. Дух! Кто сегодня отдаёт себе отчёт в том, что он существует, и что его указующий перст - есть перст главного рулевого в жизненном курсе; его открытая рука – рука главнокомандующего, который вершит Добро; его повеление – это Светлое внутреннее повеление всего лиризма влюблённых душ и всей Красоты? Кто его замечает, кто почитает, кто говорит о нём открыто остальным? Редкие голоса в Пустыне – скандальные Голоса!

Вот что значит заголовок этой книжечки.

* * *
То, что вы далее прочтёте – это предисловие к двум новеллам, которые надо завершить. Сомневаясь, что в нашу эпоху бурь, которые распространяют по лузитанской земле разрушающие ураганы всех родов страданий, включая те, которые препятствуют свободе мысли, определяют поведение, даже если оно пока сохраняется в порядке, преследуют благородные идеи, подвергают цензуре честные речь и письмо, наступают на молящееся горло, я найду время, мне достанет здоровья, не пройдет желание, и не уменьшится мой талант, чтобы я их со всем вниманием закончил; и вот в этом сомнении я решил преждевременно опубликовать эти страницы чистой по стремлению и по форме прозы,  в которой утверждается, возможно, с ещё большей чистотой и ясностью то, что было написано в предисловии к моей книге «Добрые люди»[1], в словах персонажей (которые были лишь в их мыслях) книг «Последний взгляд Иисуса»[2], «Высшая любовь»[3], «Фатима»[4], а также в некоторых комментариях к «Испании»[5], а что имплицитно содержалось в строках и между строк этих книг в отношении вопроса «Духовности в Искусстве», короче говоря: совершенная пластичность, предшествующая совершенному духовному образованию. Я настаиваю на этом, поскольку считаю в высшей степени уместным, чтобы мы в искусстве литературы отдавалось бы предпочтение душе перед телом, способностям перед инстинктом, жизни высшей перед жизнью низшей, тому, что во всём, всем и для всего возвышает благородство Человека.
Перед лицом вездесущей нерешительности следует утверждать уверенность в неуверенности, беспокойству даровать спокойствие, дезориентации - точный курс и мучающимся в Сомнении – отдохновение найденной Истины. Разделённость – хаос множества частичных и запутавшихся голосов – должна лечиться живым примером единства точек зрения, в ясности и благородной силе, которые, как жёсткий шип, разрыхляют землю, уверенные в себе, и не ведают, что могло бы их заставить уклониться.
Перед безразличием, апатией, грязью общей лжи в словах, во взглядах, в улыбках многих и многих нужно срочно сеять Идеал, заполнять доверие, укреплять волю; оздоровлять, побуждать к сомнению и очищать совесть. В трусливом молчании, в мысленной осторожности, в систематическом уклонении, в игре притворной любезности между индивидуумами с враждебными противоположными идеологиями, эгоистический напор одних, грязная уступчивость других, вынуждает честность настоящих португальцев определять позиции, укреплять характер в изменчивое время бредовых идей и неосознанных мнений во времена эпидемии ненадёжных душ. И более того заставить себя кричать в развращённых городах, загрязнённых селах, в больных деревнях, на горах и на холмах, в долинах и на пляжах, на лугах и дорогах, на берегах рек, и на кромке речушек; кричать братским душам, где бы они не были (есть и до сих пор столько людей с чистыми душами жаждущих Истины, Справедливости, Мечты!), чтобы они начали создавать насущный, не терпящий отлагательства Духовный Фронт, который бы от всей души наставлял тех, кто пылко и смиренно хотел бы учиться, а также чтобы лицом к дулам, грудью под пули – отвага чистоты! – дать сражение проникновению тенденциозных идей, роковым урокам, гибельным ошибкам. Необходимо быть на страже простодушных в доброй вере, чтобы они могли бы защититься от тех (под маской радушной заботы, притворного политического безразличия и религиозной терпимости, этот, раз за разом, укол насмешливой иронии против верующих, оставляя гуманитарно в стороне небесные блага), кто тайно и скрытно служит систематической дехристианизации. И наоборот, христианизировать сердцевину этого деизма, рассеивать бы язычество у тех созданий, чье существование поглощено лишь наслаждением и стремлением к наживе, исключительно материальными интересами, в которых жестоко господствует эгоизм: слепой, глухой, немой ко всем родам несчастий, начиная с голодных, оборванных, кого жизнь испортила и сделала преступниками, а также к тем, кто взывает к справедливости, основанию пирамиды, вершина которой устремляет свой прямой взор к Божественному.
Всё это отражается в искусстве, особенно в поэтике – разоблачительнице по преимуществу – сегодня (за редкими исключениями) робко служащей тем, кто вслушивается лишь в собственные тихие голоса, а не в крики толпы.
Одни, без полёта таланта, заняты самыми незначительными вещами, через которые проявляются культи их ощипанных крыльев, подобные тем, кто, не имея талантов, чтобы сообщать высокие идеи, и сильной чувствительности, чтобы рассказать о лихорадящих, нервных, безгласных, сгибающих и дьявольских эмоциях, тщатся быть яркими ораторами с серебряным голосом, изяществом, прекрасными жестами.
Другие, утончённейшие, растрачивают свою тонкую впечатлительность в лиризме, свои умения в текучих композициях, где чистое искусство подобно бризу, туману, неопределённому следу, знаку смутных недомолвок…; но почему в этих стихах, почти во всём, Вдохновение нелюдимо, мало поле действия души, в Жизни лишь предчувствия земли, перспективы узки – в таких стихах их тончайший звук (слышная лишь им) удовлетворяет их личное наслаждением.
Однако есть те, с чутким умом и мечтающим сердцем, которые стараются, чтобы их души в ликовании поднимались к Небесному Духу, туда, где есть священное чувство прекрасного и земная истина; но они, не имеющие точки опоры и ограды – умы, стоящие на открытом ветру – плохая компания с необразованной мыслью, мыслью, сбившейся с пути, вязкой, они распяты на нетерпеливом беспокойстве волнений, неуверенности, сомнений, слабостей, безнадёжности, если не бредового богохульства – и уже их поэтические желания говорят, наряду с мерцанием подлинного света, об унынии и нужде мыслителей-неудачников, которые просят милостыню спасительных мыслей у Бога.
И, таким образом, одни и другие, и третьи, находясь за пределами золотого Света, спускающегося с Неба, компрометируют Искусство, которому всегда следует парить высоко над злом века, чтобы, вне зависимости от века, в своей вечной бесстрастности (взор ясный и чистый всматривается в Запредельное запредельного) реагировать на сияние Высших Истин, которые Красота обожествляет, и, радуясь, переносить человеческие сердца, от рождения тоскующие по полёту и по  принятию Высшего – чудесной пище Духа-Творца!



Предисловие
«Сердце – это всё» /Ривароль[6]

Жить, мечта! Мечта – это пища воображения, огонь лирической крови, сияющее возбуждение, поэтическая Благодать – лестница Иакова, по которой поднимаются и спускаются ангелы Фра Анжелико с крыльями цвета магнолии, волосами цвета зелёного золота, каким просвечивает солнце в ветвях высоких деревьев, с руками и лицами лилейно-карминового атласа, а на этих херувимских лицах выражение божественной радости, покрывшей их божественным образом.
Мечтать – значит жить внутренней жизнью Реальности, превращённой в Красоту, которая её своим искусством облагораживает и благословляет; мечты в усиливающемся лунном свете становятся уже святыми стремлениями: этот религиозный экстаз – самый подлинный среди всех утопий, проблеск Совершенства. Потом, в аскетической настойчивости (о, сколько драм, сколько трагедий на этой дороге жертвоприношений столь же светлой, сколь и горькой) – высшее отречение! И, наконец, голубые горные хребты, безлюдные и свободные – чистейшие вершины Духа в экстазе Любви. Но кто их достигает, кто до них добирается?

* * *

Жизни, пришедшие к святости – это противоречивые субъективные новеллы (каждая со своим местом, своей мерой, цветом, светом и лицом) об огромных внутренних битвах: после того, как там научатся видеть чужие дефекты и избегать их, признают собственные и избавляются от них, выдёргивают их; но самое сложное вот что: даже когда все простили тебя, упорствовать в суровом наказании самого себя. Разъярённые зубы кусают, усиливаясь, руки борются с обольстительной силой дьявольских страстей; идёт внутренняя борьба меж неукрощёнными чувствами и управляющей мыслью, иногда так опасно оказаться в бою, который обескровливает тело, истощает душу, но, в конце концов, он очищает душу и прославляет её. В этом порыве Духа всё подчинено с отвагой, золотом и мечтой Божественной Любви под давлением необходимых: сознания, по-здоровому щепетильного, угрызений совести, чувствительности, восприимчивости. Сколько раз на «перекрёстке» человеческой мысли и чувства душа колеблется: Север-Вера – полярная звезда, Юг-Разум – порывы ветра, Восток-Истина, там восходит Солнце, Запад-Сомнения, там Солнце заходит!.. И в призванных душах, хотя ещё и нерешительных в принятии курса в мистической «Розе Ветров», возникают мучительные дискуссии между томлением и нерешительностью: то широкий полёт к Небесам, то падение и кораблекрушение внизу. Слаб голос Добра, говорящий тихо, но как фанфары звучит пьянящий металл, а также лукавая сладость, притяжение очаровывающего греха – и эти жизни, жизни тех, кого любит Небо, являются романсами Бога! О, как невыразимо трудно победить свободу нашей души!
Подобные жизни, в которых горе страдания поддерживается и управляется сознанием и спокойной радостью выполненного долга и предвкушаемое блаженство вызывает божественную лирику в избранных душах, услаждает и укрепляет их; подобные жизни, униженные и побеждающие, раздавленные и полные триумфа, вот те биографии, которые Господь любит, его любимое чтение: романсы, набранные на Небесах и изданные на Земле.

* * *

Писатель будет в одно и то же время объективен и субъективен, поскольку произведению искусства следует быть творением человеческого древа, прочно укоренённым в земле, с кроной, которая поёт, молясь Бесконечному Синему Пространству. Абсолютный писатель – этот тот, кто религиозно упражняется в Сверхъестественном и в размышлениях о Вечности; достаточно понимает, чего может достичь метафизика мысли; его трепещущая в волнении душа пылает в прекрасном и этичном чистом зове; отточенный ясный ум, которому следует находятся вместе с восторженным талантом, чтобы лучше служить ему; абсолютный писатель этот тот, кто, будучи мягким в чистом свете солнца, обладает, кроме этих достоинств, рукой справедливой, лёгкой, мудрой, чтобы учить, воплощать наивысшее чувство прекрасного, состоящее в том, чтобы облекать дух в форму: раскрывать субъективность, которая существует в его (духа) объективности. Искусство без тайны – это строфа без поэзии. Плох тот художник, который не вызывает вовне через своё произведение то, что только он чувствовал и видел внутри себя, плох тот художник, который не обладает внутренними чувствами, чтобы соткать из неосязаемой красоты прекрасную истину, на которой бы задержались, ослеплённые, его внешние чувства.
В этом чудесном случае писатель – лишь антенна, которая собирает драгоценные камни слов Творящего Слова, музыкальную фразу, составленную в Небесах, внутреннюю структуру времен со своим светом, цветом, звуком, оттенком, ритмом и (превыше всего!) ту божественную тонкость Вдохновения – радужное пламя, золоченую вершина – которым Небо подгоняет слабого человеческого творца с его случайной природой.
Уже пришло время для того, чтобы случились подобные романы. Но с каким умением они должны быть выполнены, чтобы то, что в них было земного, так же по-земному пустило бы корни в боли и радости, в ранах и цветах; чтобы искусно вплеталось реальное; чтобы постоянно в тисках страстного стремления сохранялся бы один интерес, однако, повторимся, что всегда в писателе-творце, благодарно и с мольбой славящем Бога, пребывает тот божественный элемент (пятидесятница артистической Милости), соединяясь с которым и достигают Сверхъестественного, где находится трансцендентная причина всего, что существует!

* * *
С так расположенной душой, так обученным мышлением, так оснащёнными эстетическими чувствами, которые умеют слагать стихи, музицировать, создавать здания, рисовать, лепить, сможет художник-творец с внутренним наслаждением возносить выше и выше чужой дух. Каждый раз всё с большим восторгом и с большей глубиной пластический художник должен видеть в красоте, возникающей в формах, в моделях, в планах, линиях, цветах – в прекрасном свете Жизни, которая показывает их – внутренние истины, которыми они обладают. Проникать в реальность и собирать там цветы красоты, в которые её преобразует эстетическая эмоция. Необходимо признать, что художник размышляет о существе вещей, содержащемся в аспектах, чтобы затем водрузить в своей душе их души. Существуют триллионы триллионов малюсеньких красивых эманаций Высшей Красоты, как вокруг звёздной системы существуют сотни и сотни солнечных систем. Универсум состоит из универсумов физических и нравственных.
Душа, которая таким образом даёт людям наслаждение искусством – дочь Небес! – она приятна Богу, Господу Миров, как исполнитель его повелений, будь художник-пророк исполнителем   божественных намерений, понимания человеческой жизни, оживляющим безжизненное, воплотителем, пусть и бедным (фатальная диспропорция!...) конкретной видимой красоты в поисках лишь предчувствуемой абстрактной Абсолютной Красоты.

Не наступят ли время исследовать таким образом живую Реальность, которую избирает справедливое Благо, Эстетика покрывает золотом и превосходит, чтобы в Архиерейском облачении искусства открывать красоту, которая существует во всём и с творчески вручить её душам, которые питаются ею? Когда творчески воплотится «Святое Время» жизни, небесный дифтонг Любви-Красоты, небесный дифтонг Красоты-Любви с общности с Людьми, Природой, существами, вещами в самом прекрасном, благородном и нежном Свете Мира; в чистом воздухе уединённых гор, в прекрасном воздухе Акрополей Красоты, в священном воздухе Сигналов, которыми Создатель внушает созданиям основы Вечной Нравственности? Когда?
Очень нужно, чтобы человеческая душа – прирождённый художник и молитвенник – упивалась бы Богом, прославляя его, благодарно задерживалась бы в нём, узнанная им, и, молясь, опиралась бы на него, приведённая в восхищение его милостью, созидая благородное искусство с настойчивым упорством, которое и является одной из драгоценных добродетелей: добродетелью сражения Красоты за Добро.
Необходимо мобилизовать Дух – сегодня столь рассеянный, если не отсутствующий вообще – так, чтобы он, поглощённый бескрайними горизонтами Небесного Свода, любил бы Красоту, оправленную в размышление, резонировал бы с эстетической радостью, учил бы руку художника, делая её твёрдой, пальцы, делая их виртуозными, голос, делая его музыкальным, чтобы они вручали себя с возможным для них совершенством людям.
Какой простор! Только дали приближают душу к тем высоким, ради которых она и дышит!
Наконец, становится просто необходимым, чтобы пригоршнями, как в широком жесте сеятеля, сильный и прекрасный Свет с золотых высот восхитительных гор в Бесконечной Синеве спадал по холмам, поросшим деревьями, меж которыми бы проходили лучи нерезкого света, которые спускаясь и научая, распространяются, отдавая себя зелёным долинам, где растут, смиренно виясь по земле, травы, нуждающиеся в поддержке светлой нежности.
Вот посев Идеального, религиозный и артистический, падающий в землю своих естественных добрых качеств, которая, как и наша, пока не обрабатывается - просто груда камней, но возделана прекрасными здоровыми и искренними лучами португальского лиризма. Плодом станет возрождение сильного и молодого духа во время утренней зари, в которой расцветет гений, талант, ум и чувствительность восхитительных духовных красот.

* * *

Таким образом Чувство – это благородство, которое проявляет себя и устанавливается, когда мужественная эмоциональность перед всем тем, что существует великого в человеческой душе, и женская нежность, которая приближает и укрывает собой скромную красоту добрых и простых созданий; чувство также размышляет, и таким образом, в трепете фантазии своих мощных крыльев достигает высших Высот, чтобы посвятить себя должному месту в Вечных Проблемах, столько раз решаемых с Болью, предвидимых в горячности Поэзии и в воспарении Искусства – Троице, которая со сложенными руками преклоняет колени на ступенях строительства Души, устремлённых к Небу.
Да, ты хорошо говоришь, Ривароль: «Сердце – это всё». Пылающее, оно наполняет душу энтузиазмом непорочного Восхищения, которое есть Милось и Доброта; укрепляющее, оно омолаживает её своей ободряющей заботой, и как поэт, сверкая божественными светом, является самым прекрасным интерпретатором произведения Бога: ПРОИСХОЖДЕНИЯ. Сердце, которое и есть Любовь, выделяется, когда в трогательном горении преображается в лирический и мистический зов, который восходит к небесам и там укореняется с Поэзией и живёт с Верой.

Сколько поэм, сколько романсов, сколько рассказов, сколько драм, сколько трагедий должно быть соткано из человеческих душ, которые после героических безвестных гомеровских битв становятся выше человеческого, выше природного, достигая в высшей Красоте высшей истины!
Сколько!

Неужели не наступят эти времена?

* * *

Но стоит ли всё это снова пережёвывать, если времена полностью изменяются, а характер больше не имеет цены? Стоит ли ждать всходов тому, кто посеял семена в такую неплодородную землю?
И писать преданные «безумные слова» для всех этих «неслышащих ушей», стоит ли?

« Всё стоит, если душа не мала!.[7]

КОНЕЦ



[1] Pessoas de Bem
[2] O Último Olhar de Jesus
[3] Amor Supremo
[4] Fatima
[5] Espanha
[6] Антуа́н Риваро́ль (фр. Antoine Rivarol, 23 июня 1753Баньоль-сюр-СезГар — 11 апреля 1801Берлин) — французский писатель.
[7] “... Tudo vale a pena,
Se a alma não é pequena” – известная цитата великого португальского поэта Фернандо Пессоа

Комментарии