Португальская философия Saudade. ANTONIO DIAS DE MAGALHÃES.//Antonio Braz Teixeira "A Filosofia da saudade"


Здесь и дальше я буду выкладывать конспекты книги Antonio Braz Teixeira «Философия саудаде», в которой дается краткое изложение того, что думали о saudade португальские философы.

Я начну сразу с философии второй половины 20 века. К предшественникам, может быть, вернемся попозже. Тем более, что краткое изложение основного труда философа, который, собственно начал философскую рефлексию saudade, я уже публиковала:

Остаётся вопрос – кому это нужно, и зачем я это делаю?
Примерный ответ таков – saudade – одно из возможных онто-антропологических оснований. Или проще – источник подлинной жизни. Одно это оправдывает интерес нему.
Более подробный ответ:

Последняя волна философской рефлексии Saudade, краткое знакомство с которой мы тут проведем, как пишет António Braz Teixeira, была вызвана развитием экзистенциализма. Но экзистенциализм не дошел до того онтологического предела, до которого дошла португальская мысль – когда чувство становится онтологическим основанием. Но не основанием в смысле – мыслительным основанием, а основанием в том смысле, что оно движет человека к промысливанию онтологии и реализации мира, соответствующего этой онтологии.
Saudade – это онтологическое чувство или чувство онтологии, испытывающий saudade испытывает его одновременно как желание и как отсутствие в настоящем моменте подлинного бытия.


Ну, а сегодня, встречаем:

ANTONIO DIAS DE MAGALHÃES
 (1907-1972)

Поэт и философ

Написал поэму «Divina Saudade», к которой в 1950 году Тершейра де Пашкуаеш написал предисловие.
Работы:
А Filisofia da saudade
Da historia á metafisica da saudade
.....


Saudade представляет собой не только то, что может составить прочное основание для философской рефлексии, и не только быть источником главной метафизической достоверности, но и обладает наибольшей онтологической чистотой, находясь на наиболее глубоком уровне по сравнению с другими переживаниями, такими как отчаяние, тоска, отвращение или абсурд, которые разные течения современной мысли считали фундаментальными и брали за отправную точку для своих онтологических и онто-антропологических исследований.

Философия саудаде – это философская рефлексия саудаде, чувства, которое, кроме того, что является «наиболее чистым и первичным экзистенциальным и духовным переживанием», находится также «наиболее близко к перекрестку духа и материи, на котором человек раскрывается для пограничной жизни двух миров, постигая только внутренним взором, временность и вечность, имманентное и трансцендентное» /из Da historia á metafisica da saudade”/ /p.53, Antonio Braz Teixeira, “A filosofia da saudade” /

Для Magalhães saudade  “одновременно чувство наиболее интимное и универсальное, которое не перестаёт быть наиболее конкретным и живым, это наиболее неопределяемое чувство, не сводимое ни к какому другому и первичное, сущностное, и поэтому переживание саудаде  - это прорастание наиболее глубоко в духовную реальность, как переживание, конструирующее открытие духа» /р.53/

Саудаде или тот, кого оно касается, есть Бытие живое и сверхсуществующее, есть полнота Бытия. «Состояние саудаде – это духовное чувство возможного бытия», которое заставляет человека, находящегося в одиночестве, не чувствовать одиночество, а пробовать, выполнять живое стремление к сообществу. Это сообщество – и есть саудаде, которое он чувствует, но которое его оставляет неудовлетворённым. /р.54/

Вопрошая о реальности саудаде Magalhães заключил, что саудаде в одно и то же время чувство бытия и небытия (de ser e não de ser), потому что тот, кто чувствует саудаде, чувствует бытие в этом самом саудаде, но чувствует и общее и полное небытие. Таким образом, саудаде не представляет собой чувство объекта, который отсутствует, но чувство субъекта, который страдает от того, что не обладает им, и лишь сможет встретиться с ним, обладать им в дарении одновременно активном и пассивном, исходящем от полноты Бытия.  В своем основном существе саудаде – это чувство отсутствия полного Бытия или Абсолюта в бытии несовершенном. Отсюда то, что в саудаде находится удостоверение Бытия, которое понимается не просто как Идея или мысленная категория, но как Реальность, как то, в чём, в онтологическом плане встречаются её основание и причина быть, разум и желание. Бытие, которое поэтому, нам открывается в одно и то же время, как имманентное, потому что мы чувствуем его  в саудаде, и как трансцендентное, потому что мы чувствуем саудаде. /р.55/

Саудаде – это чувство сознавания ограниченности своего способа быть и стремления к идеальным пределам /р.55/

Будучи, таким образом, чувством духовного бытия человека, саудаде открывает ему любовь и неудовлетворенность познания, и глубинное тождество, объединяющее любовь и познание, и делает так, чтобы того, кто реализует или чувствует саудаде, захотел бы им проникнуться, могло удовлетворить только единство быть, знать и хотеть (бытия, знания и желания) /р.56/

Чувство саудаде возникает в нас как выражение живой энергии и динамического акта самого человека /р.56/

Таким образом, саудаде, будучи чувством духовной природы человека, является метафизическим опытом, в котором человек раскрывается духовно, по мере того как сознательно открывается себе самому в саудаде, и дух открывается в человеке, позволяя, чтобы в чувстве саудаде демонстрировались нематериальность, бесконечность и свобода, основные атрибуты самого духа, и также тот, кто испытывает саудаде, приобретает осознание бытия, как духа и духа, как бытия. /р.57/

Конкретное и индивидуальное сознание Бога человек приобретает посредством чувства саудаде /р.58/


В этом чувстве человек также приобретает «чувство исходной творящей идентичности» вместе с «чувством реальной коммуникации в бытии» /р.58/

Комментарии