Португальская философия Saudade. ANTONIO DIAS DE MAGALHÃES.//Antonio Braz Teixeira "A Filosofia da saudade"
Здесь и дальше я буду выкладывать конспекты книги Antonio Braz Teixeira «Философия
саудаде», в которой дается краткое изложение того, что думали о saudade португальские философы.
Я начну сразу с философии второй половины 20 века. К предшественникам,
может быть, вернемся попозже. Тем более, что краткое изложение основного труда
философа, который, собственно начал философскую рефлексию saudade, я уже публиковала:
Остаётся вопрос – кому это нужно, и зачем я это делаю?
Примерный ответ таков – saudade – одно из возможных
онто-антропологических оснований. Или проще – источник подлинной жизни. Одно
это оправдывает интерес нему.
Более подробный ответ:
Последняя волна философской рефлексии Saudade, краткое знакомство с которой мы
тут проведем, как пишет António Braz Teixeira, была вызвана развитием
экзистенциализма. Но экзистенциализм не дошел до того онтологического предела,
до которого дошла португальская мысль – когда чувство становится онтологическим
основанием. Но не основанием в смысле – мыслительным основанием, а основанием в
том смысле, что оно движет человека к промысливанию онтологии и реализации
мира, соответствующего этой онтологии.
Saudade –
это онтологическое чувство или чувство онтологии, испытывающий saudade испытывает его одновременно как
желание и как отсутствие в настоящем моменте подлинного бытия.
Ну, а сегодня, встречаем:
ANTONIO DIAS DE MAGALHÃES
(1907-1972)
Поэт и философ
Написал поэму «Divina Saudade», к
которой в 1950 году Тершейра де Пашкуаеш написал предисловие.
Работы:
А Filisofia da
saudade
Da historia á metafisica
da saudade
.....
Saudade
представляет собой не только то, что может составить прочное основание для
философской рефлексии, и не только быть источником главной метафизической
достоверности, но и обладает наибольшей онтологической чистотой, находясь на
наиболее глубоком уровне по сравнению с другими переживаниями, такими как
отчаяние, тоска, отвращение или абсурд, которые разные течения современной
мысли считали фундаментальными и брали за отправную точку для своих
онтологических и онто-антропологических исследований.
Философия саудаде – это философская рефлексия саудаде, чувства,
которое, кроме того, что является «наиболее чистым и первичным экзистенциальным
и духовным переживанием», находится также «наиболее близко к перекрестку духа и
материи, на котором человек раскрывается для пограничной жизни двух миров,
постигая только внутренним взором, временность и вечность, имманентное и
трансцендентное» /из Da historia á metafisica da saudade”/ /p.53, Antonio Braz Teixeira, “A filosofia da saudade” /
Для Magalhães saudade “одновременно чувство наиболее интимное и
универсальное, которое не перестаёт быть наиболее конкретным и живым, это
наиболее неопределяемое чувство, не сводимое ни к какому другому и первичное,
сущностное, и поэтому переживание саудаде - это прорастание наиболее глубоко в духовную
реальность, как переживание, конструирующее открытие духа» /р.53/
Саудаде или тот, кого оно касается, есть Бытие живое и
сверхсуществующее, есть полнота Бытия. «Состояние саудаде – это духовное
чувство возможного бытия», которое заставляет человека, находящегося в
одиночестве, не чувствовать одиночество, а пробовать, выполнять живое
стремление к сообществу. Это сообщество – и есть саудаде, которое он чувствует,
но которое его оставляет неудовлетворённым. /р.54/
Вопрошая о реальности саудаде Magalhães заключил, что саудаде в одно и то же время чувство бытия и
небытия (de ser e não de ser), потому
что тот, кто чувствует саудаде, чувствует бытие в этом самом саудаде, но
чувствует и общее и полное небытие. Таким образом, саудаде не представляет
собой чувство объекта, который отсутствует, но чувство субъекта, который
страдает от того, что не обладает им, и лишь сможет встретиться с ним, обладать
им в дарении одновременно активном и пассивном, исходящем от полноты
Бытия. В своем основном существе саудаде
– это чувство отсутствия полного Бытия или Абсолюта в бытии несовершенном.
Отсюда то, что в саудаде находится удостоверение Бытия, которое понимается не
просто как Идея или мысленная категория, но как Реальность, как то, в чём, в
онтологическом плане встречаются её основание и причина быть, разум и желание.
Бытие, которое поэтому, нам открывается в одно и то же время, как имманентное,
потому что мы чувствуем его в саудаде, и
как трансцендентное, потому что мы чувствуем саудаде. /р.55/
Саудаде – это чувство сознавания ограниченности своего
способа быть и стремления к идеальным пределам /р.55/
Будучи, таким образом, чувством духовного бытия человека, саудаде
открывает ему любовь и неудовлетворенность познания, и глубинное тождество,
объединяющее любовь и познание, и делает так, чтобы того, кто реализует или
чувствует саудаде, захотел бы им проникнуться, могло удовлетворить только
единство быть, знать и хотеть (бытия, знания и желания) /р.56/
Чувство саудаде возникает в нас как выражение живой энергии
и динамического акта самого человека /р.56/
Таким образом, саудаде, будучи чувством духовной природы
человека, является метафизическим опытом, в котором человек раскрывается
духовно, по мере того как сознательно открывается себе самому в саудаде, и дух
открывается в человеке, позволяя, чтобы в чувстве саудаде демонстрировались
нематериальность, бесконечность и свобода, основные атрибуты самого духа, и
также тот, кто испытывает саудаде, приобретает осознание бытия, как духа и
духа, как бытия. /р.57/
Конкретное и индивидуальное сознание Бога человек
приобретает посредством чувства саудаде /р.58/
В этом чувстве человек также приобретает «чувство исходной
творящей идентичности» вместе с «чувством реальной коммуникации в бытии» /р.58/
Комментарии
Отправить комментарий