о подлинном чтении и чтении подлинного


Меня очень интересовало, есть ли понятийное и операциональное отличие между глаголами contemplar и meditar (contemplate  и meditate в английском)? Потому что в принципе, можно все это перевести, как думать. Вместе и с собственно pensar - думать. Но было по контексту видно, что есть существенные различия

Стала искать. И нашла гораздо больше. Я обнаружила, что contemplar и meditar не только имеют достаточно определённое и разное содержание, но одновременно являются каноническими шагами в чтении священных текстов.

Во-первых, я позавидовала католикам, у которых такие объяснения - зачем и как правильно читать  - существуют. Наверное, что-то подобное можно найти и в православной традиции, но как массового, как общего - сейчас его нет. Вместе с разгромом церкви после революции мы потеряли и умение читать.

Во-вторых,  сакральных текстов много. И есть к чему применять этот метод.

В-третьих, в общем становится понятно, что расходовать время нужно именно на такие тексты.

А теперь - прочитанная мной статья:




Luciane Bidóia
Formadora Geral da Forma de Aliança e
Consagrada da Comunidade Católica Pantokrator

Молиться вместе со Словом: шаги чтения божественных текстов
Христос есть Слово, которое существует изначально и через которое сделалось всё. Это воплощённое слово. В Библии Слово не только лишь проявление мысли или воли Бога, но живой Христос, который говорит с нами. Быть перед Словом – значит быть перед Христом. 
Слово Бога живое и действенное, и нам нужно раскрыть его силу и действенность в наших жизнях. Но не магическую силу, а скрытую силу благодати Бога, которая нас преображает из самой глубины и заставляет нас рождаться новым человеком.
Если мы хотим идти вместе с Богом, нам нужно учиться жить ежедневно в глубине его Слова. Каждый день Отец по своей огромной доброте даёт нам своё Слово как пищу, лекарство и поддержку в нашей жизни. Нам нужно учиться жить Словом или ежедневно питаться им, принимая его так, чтобы оно было бы основанием нашего существования и вело нас к Христу. Самое большое желание божьего сердца по отношению к нам – чтобы образ его Сына открылся бы нам, и верная дорога, которую он дал нам для этого, была бы молитвенной жизнью с его Словом.
Божественное чтение – это метод молитвы, начиная с текста Священного Писания. В общем он состоит в внимательном чтении Слова Божьего, переходящего затем в медитацию, созерцание и в диалог с Автором. Чтение нас учит держать нашу жизнь центрированной в Боге.
Медитировать и молиться со Словом Божьим – это необходимость сердца и разума, которые хотят питаться Богом и позволить быть ведомым каждый миг жизни Его божьей волей. Читать Божественное Слово - значит входить в контакт с дыханием Бога, которое даёт жизнь человеку. В каждом Слове Бог говорит со мной, и говоря, передаёт мне жизнь, любовь, внимание, провидение.
Текст Библии – не только окно, куда мы смотрим, чтобы узнать, что случилось с другими в прошлом, но также и зеркало, в котором мы видим то, что происходит с нами сегодня. День, который начинается в Божественного Чтения, превращается в день, сделанный Господом. Слово даёт смысл нашему путешествию, превращая его в дорогу обращения и святости.
Традиционный метод Божественного Чтения состоит из четырёх шагов: чтение, медитация, молитва, созерцание.

ЧТЕНИЕ
Это первый шаг, чтобы дойти до понимания и постижения текста. Слово Божье не нужно читать, чтобы получить необычный опыт, но, чтобы услышать, что Бог хочет тебе сказать, чтобы узнать его волю и суметь выполнить её. В ходе чтения важно быть внимательным к тексту, обращая внимание на контекст и источники, чтобы избежать риска впасть в фундаментализм слов. Один из способов, помогающих прояснению, - использовать разные переводы Библии и читать введения, пояснения, сноски и ссылки.
Чтение Слова должно быть размеренным, спокойным и продолжаться, пока Дух не выделит из текста фразу, раздел или идею, которая проникнет в ваше сердце и поведёт вашу медитацию, чтобы услышать особое послание, которое есть у Бога для вас с этот день. Некоторые учителя Божественного Чтения рекомендуют читать один и тот же отрывок три-четыре раза, чтобы точно увидеть, что именно Бог нам хочет сказать через Слово.
МЕДИТАЦИЯ
Медитация – это момент открытия того, что именно Бог хочет сказать через данный отрывок Библии нам сегодня. Это актуализация текста в нашей жизни. « Что текст говорит мне сегодня?»
Медитация как ангел благой вести, который пришёл сообщить волю Богу для нас. Как и Мария мы должны принять это Слово и быть преображёнными им. Слово было нам дано Богом, чтобы воплотиться в жизни и истории каждого из нас.
Божественное чтение сеет в человеческом сердце семя, чтобы оно произростало в медитации в течение всего дня, и так могло бы исполниться в жизни человека. Поэтому медитация на Слове должна быть растянута на весь день и закончится лишь, когда закончится день. Медитация позволяет сохранить, принадлежать и выполнять Слово.
МОЛИТВА
Молитва - это момент позволения распускаться, произрастать естественно, начиная с медитации, восхвалению, раскаянию, молению, благодарности, просьбе о прощении, предложению и восхищению Богу. Также молить о необходимых милостях, чтобы быть способными соответствовать и исполнить послания, которые мы обнаружили в Слове.  
СОЗЕРЦАНИЕ
Оно происходит спонтанно, без влияния того, кто молится. Это дар Божий, который рождается во внутренней тишине без слов и образов, без мыслей и чувств, чтобы в присутствии Бога мы смогли насладиться духовно открытыми истинами и исходными идеями. Это время интимности, уединения, вручения себя Богу, соединения нашего существа с Существом Бога. Время, когда мы устремляем взор и располагаем своё сердце в Бога. Войдя в созерцательный покой, позвольте себе остаться там.
Вам не захочется возвращаться и упорствовать в молитвах, словах, чувствах, и ещё менее в рационализации и схемах действия. Удалитесь и позвольте себе быть ведомым созерцанием.
Применять Божественно Чтение в ежедневной жизни – это огромная благодать. Начинайте день с чтения слова и длите медитацию весь день, завершая молитвой и созерцанием в конце дня. Этот способ молиться позволит Слову проникнуть в нашу жизнь совершенно конкретно, чтобы нас трансформировать в образ Христа.







Комментарии