О неподвижности камеры и любви к жизни
Впервые я заметил, что неподвижная камера создаёт сильное
впечатление у Брессона в «Процессе Жанны Д’Арк». Я был очень впечатлён.
Создается огромная стабильность, сила, связность.
- Эта зрелая точка
зрения пришла к вам в семьдесят лет. В том возрасте, когда другие или
изменяются или оставляют кино, потому что у них уже нет сил, чтобы выдерживать
съемки.
Мы с вами возвращаемся к тому, что говорили по поводу
возрождения: умереть, чтобы начать заново. Есть кинодеятели. Которые делают
одно и то же. Совершенствуются. Висконти, например, в противоположность Дрейеру…
Я не собираюсь сравнивать и оценивать их. Я просто указываю на это различие.
- В начале пути
Висконти делал очень разные вещи…
То, что «Одержимость» снята в очень бедном окружении, а «Леопардо»,
например, в сицилианских дворцах, ничего не говорит об изменении стиля. В то
время как между «Страстью Жанны Д’Арк» и «Гертрудой» - радикальные перемены.
- Так и у вас… Между «Доуру»
с очень быстрым монтажем и «Le Soulier de satin»,
где планы длятся по десять минут – целый мир…
Да, «Доуру» весь идет всего двадцать минут, а другой фильм
длится почти семь часов! Это различие!
Знаете, когда я был очень молодым, я был гораздо более
нетерпеливым. Мне планы казались очень длинными.
В «Доуру» я очень быстро уставал смотреть на один план, и
обрезал их постоянно. Я был гораздо более беспокойным. Сегодня я спокойнее,
стабильнее, и, я верю, гораздо более взвешенный. Каждый жест – это приключение.
Обязательно нужно удалять жесты по максимуму, чтобы достичь того, что создаёт
абстрактную особенность кино. Для молодёжи притягательно всё, что движется, что
меняется. Но с годами приобретается определённая мудрость, определённая
философия жизни, определённое разочарование. Мы становимся более
чувствительными к определённой тайне, содержащейся в вещах. Почему так происходит?
В жизни есть вещи такие противоположные, такие необычные, такие непонятные…
Требуется обращение к разуму, чтобы принять жизнь такой, какая она есть. Я
читал у одного китайского философа, который писал, что в Китае детям до шести
лет предоставляют полную свободу. Так они приобретают любовь к жизни. Если же
их принуждать, они не смогут достичь такой любви к жизни. И только после этого
их начинают вводить в правила. Необходимо уметь жить в полной свободе, чтобы
под конец сохранить сущность жизни. В начале мы движемся главным образом во
вне, потом внутри.
(Из книги: «Разговоры с Мануэлем Оливейра» Антуана де Баке и Жака Парси, - Порту, 1999,
Комментарии
Отправить комментарий