Из книги: «Разговоры с Мануэлем Оливейра»/4.О неподвижности камеры и любви к жизни

О неподвижности камеры и любви к жизни

Впервые я заметил, что неподвижная камера создаёт сильное впечатление у Брессона в «Процессе Жанны Д’Арк». Я был очень впечатлён. Создается огромная стабильность, сила, связность.

- Эта зрелая точка зрения пришла к вам в семьдесят лет. В том возрасте, когда другие или изменяются или оставляют кино, потому что у них уже нет сил, чтобы выдерживать съемки.

Мы с вами возвращаемся к тому, что говорили по поводу возрождения: умереть, чтобы начать заново. Есть кинодеятели. Которые делают одно и то же. Совершенствуются. Висконти, например, в противоположность Дрейеру… Я не собираюсь сравнивать и оценивать их. Я просто указываю на это различие.

- В начале пути Висконти делал очень разные вещи…

То, что «Одержимость» снята в очень бедном окружении, а «Леопардо», например, в сицилианских дворцах, ничего не говорит об изменении стиля. В то время как между «Страстью Жанны Д’Арк» и «Гертрудой» - радикальные перемены.

- Так и у вас… Между «Доуру» с очень быстрым монтажем и «Le Soulier de satin», где планы длятся по десять минут – целый мир…

Да, «Доуру» весь идет всего двадцать минут, а другой фильм длится почти семь часов! Это различие!
Знаете, когда я был очень молодым, я был гораздо более нетерпеливым. Мне планы казались очень длинными.
В «Доуру» я очень быстро уставал смотреть на один план, и обрезал их постоянно. Я был гораздо более беспокойным. Сегодня я спокойнее, стабильнее, и, я верю, гораздо более взвешенный. Каждый жест – это приключение. Обязательно нужно удалять жесты по максимуму, чтобы достичь того, что создаёт абстрактную особенность кино. Для молодёжи притягательно всё, что движется, что меняется. Но с годами приобретается определённая мудрость, определённая философия жизни, определённое разочарование. Мы становимся более чувствительными к определённой тайне, содержащейся в вещах. Почему так происходит? В жизни есть вещи такие противоположные, такие необычные, такие непонятные… Требуется обращение к разуму, чтобы принять жизнь такой, какая она есть. Я читал у одного китайского философа, который писал, что в Китае детям до шести лет предоставляют полную свободу. Так они приобретают любовь к жизни. Если же их принуждать, они не смогут достичь такой любви к жизни. И только после этого их начинают вводить в правила. Необходимо уметь жить в полной свободе, чтобы под конец сохранить сущность жизни. В начале мы движемся главным образом во вне, потом внутри.



(Из книги: «Разговоры с Мануэлем Оливейра» Антуана де Баке и Жака Парси, - Порту, 1999,
С. 180-181)

Комментарии