Из интервью с
Мануэлем Оливейра
(Из книги: «Разговоры с Мануэлем Оливейра» Антуана де Баке и
Жака Парси, - Порту, 1999)
Мануэль Оливейра (Manoel de Oliveira) – один из самых известных
португальских режиссёров, режиссер, проживший рекордно долгую жизнь – умер в
2015 году в 106 лет, и ещё более рекордно долгую творческую жизнь – свой первый
фильм он снял в 1931 году, а последний в 2014-м.
Что касается меня, то он
– один из моих любимых режиссеров.
Дом и Фильм
«Есть большая разница между архитектурой и кино. Архитектура
не движется, кино иногда движется даже слишком. Вот в чем различие: одно
фиксировано, другое динамично.
Я думаю о том, что как-то слышал, с может быть, читал, от
Жана Люка Годара: «Кино – не искусство. Кино не жизнь. Но оно находится точно
между ними». Я нахожу очень интересным то, что он сказал, потому что это
находится в одном направлении с моими размышлениями о кино, с тем, что я о нём
знаю, с моим кинематографическим путём.
С другой стороны, в прошлом году Жан Руш организовал
конференцию во Французском институте в Порту, посвящённую сравнению между кино
и архитектурой, но я в это время был здесь, в Париже, или в Лиссабоне
заканчивал съёмки, уже не помню точно… В любом случае, не смог там быть.
Для меня Годар говорил о том, что к кино можно относиться
как к домам… Действительно, не существует только искусство, также не существует
только жизнь, но жизнь есть там внутри. Дома тоже находятся между. Дома
включают в себя и жизнь и искусство (в виде картин, декора, и т.п.) С другой
стороны, в структуре дома есть разные комнаты, начиная с самый тайных, самых
интимных и кончая очень публичными и общественными. Фильм, в свою очередь, тоже немного разделён на комнаты планом. Есть что-то вроде архитектонической
композиции в организации сцен и их последовательности. Я помню, что читал в
журнале, который назывался «Искусство» - журнал роскошный, прекрасный, где-то в
1928-29 году – критическую французскую статью, в которой утверждалось, говоря о
«Нибелунгах» Фрица Ланга, что фильм имеет архитектоническую композицию.
Случайно это выражение запомнилось мне, но тогда я не понял его значения.
Сейчас, связывая Руша и Годара, у меня образуется более понятный треугольник.
Дом - это связь внутренняя, личная, где находятся корни.
Дом, который я снимал в фильме «Воспоминания и признания» был создан мной.
Комментарии
Отправить комментарий