Из книги: «Разговоры с Мануэлем Оливейра»/1

Из интервью с Мануэлем Оливейра

(Из книги: «Разговоры с Мануэлем Оливейра» Антуана де Баке и Жака Парси, - Порту, 1999)



Мануэль Оливейра (Manoel de Oliveira) – один из самых известных португальских режиссёров, режиссер, проживший рекордно долгую жизнь – умер в 2015 году в 106 лет, и ещё более рекордно долгую творческую жизнь – свой первый фильм он снял в 1931 году, а последний в 2014-м.
Что касается меня, то он – один из моих любимых режиссеров.

Дом и Фильм

«Есть большая разница между архитектурой и кино. Архитектура не движется, кино иногда движется даже слишком. Вот в чем различие: одно фиксировано, другое динамично.
Я думаю о том, что как-то слышал, с может быть, читал, от Жана Люка Годара: «Кино – не искусство. Кино не жизнь. Но оно находится точно между ними». Я нахожу очень интересным то, что он сказал, потому что это находится в одном направлении с моими размышлениями о кино, с тем, что я о нём знаю, с моим кинематографическим путём.

С другой стороны, в прошлом году Жан Руш организовал конференцию во Французском институте в Порту, посвящённую сравнению между кино и архитектурой, но я в это время был здесь, в Париже, или в Лиссабоне заканчивал съёмки, уже не помню точно… В любом случае, не смог там быть.

Для меня Годар говорил о том, что к кино можно относиться как к домам… Действительно, не существует только искусство, также не существует только жизнь, но жизнь есть там внутри. Дома тоже находятся между. Дома включают в себя и жизнь и искусство (в виде картин, декора, и т.п.) С другой стороны, в структуре дома есть разные комнаты, начиная с самый тайных, самых интимных и кончая очень публичными и общественными. Фильм, в свою очередь, тоже немного разделён на комнаты планом. Есть что-то вроде архитектонической композиции в организации сцен и их последовательности. Я помню, что читал в журнале, который назывался «Искусство» - журнал роскошный, прекрасный, где-то в 1928-29 году – критическую французскую статью, в которой утверждалось, говоря о «Нибелунгах» Фрица Ланга, что фильм имеет архитектоническую композицию. Случайно это выражение запомнилось мне, но тогда я не понял его значения. Сейчас, связывая Руша и Годара, у меня образуется более понятный треугольник.


Дом - это связь внутренняя, личная, где находятся корни. Дом, который я снимал в фильме «Воспоминания и признания» был создан мной.

Комментарии