O último olhar de Jesus, Antero de Figueiredo. Introduçao.



И вот я, «земную жизнь пройдя наполовину», достиг той точки на линии жизни, где начинается спуск по склону, скольжение к смерти. Этот путь обычно и печально зовут «осенью», «сумерками», и в этих словах саудаде прорастает сквозь молодость, которая осталась там, позади, и никогда больше не вернётся. Меж тем, это время может стать и цветущей весной, плодоносным летом, если бы мы, примирившись с силой всего, что должно быть, и покорившись неизбежному, научились бы жить со спокойной мудростью и проницательным умом, пересматривая в нём уже совершённые ошибки, полагая его чем-то вроде решетки в исповедальне, строгим судом, где мы сами добровольно себя судим и выносим себе приговор. Одним словом: если бы нам удалось собрать в это очистительное время цветы мудрости высшего урока, родившегося из густой чащи жизненного опыта, в котором превращаются в пепел лучшие иллюзии… И после, освобождённые от амбиций, сбросившие одежды гордости, с душой, очищенной от неприязни, мирной и светлой, мы будем стареть в высшей науке добродетелей и в ясном ожидании обязательной смерти c готовыми к улыбке губами, чтобы в неопределённый для нас момент сказать спокойно: «Когда Бог захочет!», и в утешающей уверенности, что в Вечности мы встретимся с дорогими нам созданиями, которых очень любили, и кого смерть отдалила от нас.

Это установленное время вечной вечерни  -  час религиозного вечера для человеческой души, возносимой верой и благословляемой абсолютной уверенностью в Боге.

В этот период жизни, удалённой от бесполезного трепета и близкой к Мудрости, глаза думают обо всем, на что падает взгляд, а шаги размышляют обо всей земле, на которую ступают ноги. Радость памяти – вспоминать с удовольствием, а угасание разума – для учительной рефлексии. Блеск глаз затухает, но внутренний свет разгорается. Вот почему уши слышат внутри себя песни добра, а глаза, которые много видели, видят теперь вокруг бескрайние пейзажи «vanitas vanitatam” («суеты сует»); душа заполняется прощением сердечных грехов, и от сострадательной иронии (единственной приемлемой иронии) по отношению к слабостям человеческого существа,  который входил надменно на праздник жизни энергичным и высокомерным, а теперь должен уйти согбенным, смиренным, возможно завернутым в грубый францисканский саван…

Теперь душа склоняется над тем, что произошло с ней и размышляет мудро над этим; и если руке какого-либо писателя, как я, хочется ещё и ткать романы – приятная печаль для сохранения воспоминаний, которые не что иное, как поэзия воспоминания в преклонном возрасте, последнее тепло, последний золотой луч, уже почти зимний на последней остановке; - также и для души, которая много страдала и в страдании очистилась, может пробудиться альтруизм поведать другим об обучении на своём опыте, оставляя таким образом в наследство урок, полученный в горечи жизни.

Комментарии