Эта книжка полностью и неоднократно обманывала мои
читательские ожидания.
Перевести я её, конечно, вряд ли смогу – во-первых, 200 страниц,
во-вторых, это 200 страниц литературного языка, то есть слов, которые в обычной
жизни никогда не употребляются. Так что перевод мне не по силам и не по
ресурсам.
Но поделиться хочется. Поэтому попробую я такой жанр –
пересказа с основными сюжетными поворотами и с вставками своих реакций при
чтении.
Итак, книжка называлась «Монахиня,
которая согрешила». Написана в 1931 году. Действие происходит на Азорах, на
острове Фаял (совпадения как всегда меня преследуют, в конце апреля я как раз
буду на Фаяле).
Картина первая.
Всё начинается в 1807 году. Молодой человек, наследник
некоторого состояния, идет в местный монастырь по приглашению его
настоятельницы. Молодой человек красив, прекрасно одет, любитель светской жизни
и т.п. В монастыре пока не монахиней, а послушницей живет его младшая сестра, Анна,
которую туда отправил его отец, умерший недавно. Сестре было всего 13 лет,
когда он попала в монастырь. Настоятельница начинает откровенный разговор,
сообщая молодому человеку, что сестра его живет в монастыре уже давно, но она
не видит в ней склонности быть монахиней. Более того, девушка сама об этом
говорит. И, по мнению настоятельницы, она не создана для монашества. Молодой
человек неприятно изумлен. Забирать сестру обратно домой в его планы не
входило. Это сложности, лишние расходы и т.п. Он, конечно, про это говорит
вскользь, а больше упирает на то, что такова была воля его умершего отца, и он
не хочет её нарушать. Призывается сама сестра. На прямой вопрос она даёт прямой
ответ, что абсолютно не чувствует в себе никакого призвания к монашеской жизни
и хочет вернуться обратно, к жизни светской, к воле, подругам, книгам, роялю, хочет
научиться рисовать и т.п. Молодой человек говорит, что это невозможно. Анна
рыдает. Уговоры не приводят ни к чему. Раздосадованный, молодой человек уходит.
Читатель примерно понимает, к чему всё идет. Бедняжку,
очевидно, заставят стать монахиней, хотя она мечтает о светской жизни. Ну, и
понятно, что, стремясь к ней, она и согрешит.
Картина вторая.
Эта часть про историю семьи молодого человека и его сестры,
начиная с 16 века. Родоначальник семьи, Жуау, человек благородных кровей,
состоявший на службе у короля. Но – влюбился в свою двоюродную сестру. Убил
соперника на дуэли. Король ему этого не простил, и он сбежал в Танжер, воевал
там с маврами. Но каждый миг, каждый день испытывал жгучую саудаде по любимой. Несчастье
накрыло его вторично, когда ему принесли известие о том, что её выдали замуж. Жизнь
ему стала окончательно не мила. Шли годы. Он как-то подружился с человеком тоже
очень несчастливой судьбы. Но дело было в том, что приятель его был мавром, а
дружба с неверным для португальского общества того времени была абсолютно вне
норм и приличий. Соотечественники пытались его вразумить, но он был глух. Тогда
решились убить мавра, подстерегли его ночью по дороге к дому. И мавр было уже
собрался уйти к Аллаху, как вдруг возник наш Жуау, и покончил с потенциальными
убийцами. Он спас жизнь мавра, но теперь надо было снова спасать свою. И тогда
он бежал опять. Бежал на морском судне. Но оно попало в шторм, и принесло его к
острову Терсейра, где жила его возлюбленная. И хотя ему не следовало
показываться кому-либо на глаза, он решил, что хотя бы на миг, но он должен
увидеть её вновь. И вот, когда он оказался у её дома, он узнал, что она вот уже
несколько лет – вдова, а её муж пропал в море без вести.
Короче, они встретились, поженились, и решили спрятаться в более укромном месте. И
уехали на остров Фаял. Там родились у них три сына. Жили они крайне бедно.
Работали сами. До тех пор, пока не пристал к берегу Фаяла корабль с
португальским губернатором Индии, и пока не встретился ему наш Жуау, которого
он знал ранее, и не призвали его снова на государственную службу. Так поправились
его дела. Сыновья удачно женились, ну и далее всё пошло благополучно. Собственно
молодой человек – наследник – и был одним из правнуков Жуау.
Я не знаю, зачем автор написал эту главу. Нигде более все
эти подробности читателю не понадобятся. А автор переходит к следующей части…
Картина третья
Разумеется, Анну, заставили принять постриг. Это был самый
скорбный день её жизни. Потому что в этот день её жизнь закончилась. Постриг –
это смерть для мира. Она умерла. Точнее, телом она была жива, а душой нет. Она двигалась
на автомате, говорила мало, плохо спала. Постепенно первый ужас и потрясение стали
проходить. Вернулись прошлые желания – петь, играть, учить языки, читать. Но
брат, который обещал её привезти в монастырь фортепиано, не сделал этого, он
даже не позволил присылать её книги из домашней библиотеки. Она оставалась одна
в стенах монастыря.
Однако молодость брала своё. Постепенно, она стала чуть ли
не единственной постоянной читательницей монастырской библиотеки, зачитывая до
дыр то, что там имелось. Обнаружился у неё и потрясающий талант декоратора –
они лучше всех составляла букеты, украшала стол к праздничным обедам. И
подружилась она с монахиней Бранкой, тоже молоденькой девушкой, чья мать была
англичанкой. Соответственно, она знала английский и начала учить Анну. Бранка,
как и Анна была оставлена в монастыре не по своей воле. Две девушки
подружились, проводили друг с другом много времени, стали совершенно
неразлучны.
Картина четвертая
На Файал приплывает корабль с английскими офицерами. Ну,
устраивается прием. На приёме стол накрывают монашки. И, конечно, молодой капитан
корабля внезапно встречается глазами с девушкой, чей взгляд проникает ему в
сердце.
Он покидает прием, вспоминая эти черные глаза. Думая о том,
как должна жить, что должна чувствовать эта прелестная девушка, отдавшая свою
жизнь богу…
Тут читатель понимает, что вот она – завязка, близкая к
кульминации. Скоро монахиня и согрешит. Повод для греха уже приплыл.
Картина пятая
Английские офицеры располагаются на острове надолго. И у
капитана возникает возможность познакомиться с молоденькой монахиней, взгляд
которой его так поразил. Выясняется, что у монахини есть подружка. Они как Розочка
и Беляночка. Одна белокожая, голубоглазая, другая смуглая и черноглазая. Обе –
прекрасны. Капитан начинает расспрашивать их о монастырском житье, о том, как
они пришли в монастырь… Он спрашивает их так искренно, что девушки ему всё
честно рассказывать – о том, как они несчастны, как они бы хотели жить другой
жизнью, как мечтают учиться и т.п. Капитан приходит в ужас от услышанного,
проникается в девушкам невероятным сочувствием и предлагает увезти их отсюда.
Картина шестая
Девушки и капитан ведут часто искренние и долгие беседы. Капитан
уговаривает их бежать. Он говорит, что покажет им мир, что, в конце концов,
чтобы служить Богу, не обязательно жить в монастыре, что можно делать это и в
мирской жизни. Девушки не решаются – они же дали обет. Капитан огорчается их
нерешительностью, иногда почти отчаивается их уговорить. И вот наступает день,
когда капитан узнаёт о том, что вскоре его корабль должен возвращаться в
Англию. Капитан приходит к монашкам раз, сообщает о своём отъезде через
несколько дней, и делает последнюю попытку уговорить их. Девушки колеблются,
плачут. И когда он уже уходит, вдруг они говорят «Да». Они договариваются о
побеге.
Кажется, любовь между капитаном и Анной отменяется.
Картина седьмая
Девушки готовятся. Внезапно мир для нашей Анны меняется. Всё,
что было скучно, немило, серо, с принятием решения изменяется на 180 градусов. Она
с тоской и печалью смотрит на стены, в которых она провела столько лет, на
цветы, которые она выращивала, идет на последнюю службу, произносит свои
последние молитвы. Все в последний раз. Всё внезапно становится ей дорого. У
неё нет сил это покинуть. Но тем не менее – побег состоится.
4 июля 1811 года. В ночь две девушки выскальзывают из
монастырских стен. Долго ждут капитана. Уже светает. Девушки в отчаянии. Сейчас
их обнаружат. Капитан опаздывает, но всё же, приходит. Внезапно их замечает
садовник, пытается преградить им дорогу, но им удаётся убежать, они садятся на
корабль и отплывают.
Утром их отсутствие обнаруживается. Настоятельница вместе с
монашками молится за них.
Читатель ждет развития событий «на воле». Но абсолютно
напрасно.
Картина восьмая
Прошло четыре года. Бразилия. Монастырь. Католический
священник и настоятельница монастыря. В их монастыре находится Анна. Должна
состояться процедура «идентификации». Для этой процедуры сюда прислан этот
священник. Понятно, что в 1815 году ни фотографий, ни отпечатков пальцев, ни
других нормальных документов не было. Священник разговаривает с настоятельницей
о прибившейся к ним монахине. Настоятельница
говорит, что та очень много молится, все время плачет, умоляет о прощении и
принятии в монастырь. Ведет себя, как подлинная монахиня. Настоятельница очень ей сочувствует, просит
аббата проявить милосердие и оставить девушку при монастыре.
Зовут Анну. Она приходит – руки плетьми, взгляд потухший. Увидя
священника, падает перед ним, обнимает его ноги, умоляет о прощении. Девушку
поднимают. Начинается разговор. Она рассказывает, как поддалась искушению и
убежала из монастыря на Фаяле, как плыли они в Англию, как в Лондоне увезший их
капитан привел их в швейную мастерскую. Как её подруга оказалась более
удачлива, и кроме того, она хорошо говорила по-английски, и вскоре перешла
служанкой в богатый и благородный дом. А Анна не могла изменить своего
положения, работала много, жила бедно и тяжело, Лондон – ужасен и т.п. Каждый
день она вспоминала Фаял, монастырь, монашек, с которыми она жила. И однажды
она увидела корабль, который уплывал в Бразилию, проникла на него и вот – она здесь.
- Ходили ли вы там в церковь?
- Каждый свободный миг.
- Не потеряли вы веры? – спросил её священник.
- Я теряла присутствие духа, надежду, силы но не веру –
ответила Анна.
- А призвание монахини, обет?
- Нет, я сохранила его.
Священник поражен её силой её желания вновь стать монахиней,
силой её веры и глубиной раскаяния. И принимает решение – разрешить ей
вернуться в монастырь.
- Хотели бы вы вернуться в свой монастырь на Фаял?
- Нет, только не это, мне не хватит духа смотреть в глаза
моим сестрам. Я бы хотела остаться здесь навсегда, потерянной для всего мира.
Картина девятая
Тот же священник. И монастырь на Фаяле. Сестры радуются
известию о том, что их сестра жива, что она вернулась к монашеской жизни. Священник
приехал довершить процедуру идентификации. Он поочередно расспрашивает всех
сестер о том, как выглядела сестра Анна. Они описывают её – овал лица, цвет
кожи, глаз, телосложение и т.п. Все сходится.
Затем звон колокола собирает всех монашек в храме. И они (до этого читателю
вообще невозможно было догадаться) голосуют. Голосуют они по двум
вопросам: вопрос первый – так как их сестра теперь в другом монастыре, согласен
ли монастырь платить за неё пожизненную платы тому, бразильскому монастырю? Вопрос
второй: готовы ли они принять сестру обратно? Перед монашками выступает
настоятельница, которая рассказывает им о сложном финансовом положении
монастыря. И говорит, что принять сестру они могут только если чувствуют в себе
готовность всё ей простить, и никогда ни словом, ни взглядом не напоминать о
случившемся. Вносятся две урны. Идет голосование. Белая бумажка – да, черная –
нет. По окончании бумажки вываливаются перед алтарем. Монахини проголосовали по
первому вопросу – нет, по второму – да.
Общая радость от грядущей встречей с вновь обретенной
сестрой.
Картина десятая
Бразилия. Бразильский священник получает письмо от
настоятельницы монастыря на Фаяле. Она пишет, что единогласным решением они
отказываются платить пожизненную плату в монастырь в Бразилии, но также
единогласным решением готовы взять на себя расходы по перевозу Анны обратно на
Фаял.
- Они отказали, но с какой любовью – тихо улыбается
священник.
Анна остается в монастыре в Бразилии. Навсегда. Потерянная
для всего мира.
Комментарии
Отправить комментарий