Монахиня, которая согрешила/Uma freira que pecou - вместо перевода


Эта книжка полностью и неоднократно обманывала мои читательские ожидания.
Перевести я её, конечно, вряд ли смогу – во-первых, 200 страниц, во-вторых, это 200 страниц литературного языка, то есть слов, которые в обычной жизни никогда не употребляются. Так что перевод мне не по силам и не по ресурсам.

Но поделиться хочется. Поэтому попробую я такой жанр – пересказа с основными сюжетными поворотами и с вставками своих реакций при чтении.

Итак, книжка называлась «Монахиня, которая согрешила». Написана в 1931 году. Действие происходит на Азорах, на острове Фаял (совпадения как всегда меня преследуют, в конце апреля я как раз буду на Фаяле).

Картина первая.
Всё начинается в 1807 году. Молодой человек, наследник некоторого состояния, идет в местный монастырь по приглашению его настоятельницы. Молодой человек красив, прекрасно одет, любитель светской жизни и т.п. В монастыре пока не монахиней, а послушницей живет его младшая сестра, Анна, которую туда отправил его отец, умерший недавно. Сестре было всего 13 лет, когда он попала в монастырь. Настоятельница начинает откровенный разговор, сообщая молодому человеку, что сестра его живет в монастыре уже давно, но она не видит в ней склонности быть монахиней. Более того, девушка сама об этом говорит. И, по мнению настоятельницы, она не создана для монашества. Молодой человек неприятно изумлен. Забирать сестру обратно домой в его планы не входило. Это сложности, лишние расходы и т.п. Он, конечно, про это говорит вскользь, а больше упирает на то, что такова была воля его умершего отца, и он не хочет её нарушать. Призывается сама сестра. На прямой вопрос она даёт прямой ответ, что абсолютно не чувствует в себе никакого призвания к монашеской жизни и хочет вернуться обратно, к жизни светской, к воле, подругам, книгам, роялю, хочет научиться рисовать и т.п. Молодой человек говорит, что это невозможно. Анна рыдает. Уговоры не приводят ни к чему. Раздосадованный, молодой человек уходит.

Читатель примерно понимает, к чему всё идет. Бедняжку, очевидно, заставят стать монахиней, хотя она мечтает о светской жизни. Ну, и понятно, что, стремясь к ней, она и согрешит.

Картина вторая.
Эта часть про историю семьи молодого человека и его сестры, начиная с 16 века. Родоначальник семьи, Жуау, человек благородных кровей, состоявший на службе у короля. Но – влюбился в свою двоюродную сестру. Убил соперника на дуэли. Король ему этого не простил, и он сбежал в Танжер, воевал там с маврами. Но каждый миг, каждый день испытывал жгучую саудаде по любимой. Несчастье накрыло его вторично, когда ему принесли известие о том, что её выдали замуж. Жизнь ему стала окончательно не мила. Шли годы. Он как-то подружился с человеком тоже очень несчастливой судьбы. Но дело было в том, что приятель его был мавром, а дружба с неверным для португальского общества того времени была абсолютно вне норм и приличий. Соотечественники пытались его вразумить, но он был глух. Тогда решились убить мавра, подстерегли его ночью по дороге к дому. И мавр было уже собрался уйти к Аллаху, как вдруг возник наш Жуау, и покончил с потенциальными убийцами. Он спас жизнь мавра, но теперь надо было снова спасать свою. И тогда он бежал опять. Бежал на морском судне. Но оно попало в шторм, и принесло его к острову Терсейра, где жила его возлюбленная. И хотя ему не следовало показываться кому-либо на глаза, он решил, что хотя бы на миг, но он должен увидеть её вновь. И вот, когда он оказался у её дома, он узнал, что она вот уже несколько лет – вдова, а её муж пропал в море без вести.
Короче, они встретились, поженились,  и решили спрятаться в более укромном месте. И уехали на остров Фаял. Там родились у них три сына. Жили они крайне бедно. Работали сами. До тех пор, пока не пристал к берегу Фаяла корабль с португальским губернатором Индии, и пока не встретился ему наш Жуау, которого он знал ранее, и не призвали его снова на государственную службу. Так поправились его дела. Сыновья удачно женились, ну и далее всё пошло благополучно. Собственно молодой человек – наследник – и был одним из правнуков Жуау.

Я не знаю, зачем автор написал эту главу. Нигде более все эти подробности читателю не понадобятся. А автор переходит к следующей части…

Картина третья
Разумеется, Анну, заставили принять постриг. Это был самый скорбный день её жизни. Потому что в этот день её жизнь закончилась. Постриг – это смерть для мира. Она умерла. Точнее, телом она была жива, а душой нет. Она двигалась на автомате, говорила мало, плохо спала. Постепенно первый ужас и потрясение стали проходить. Вернулись прошлые желания – петь, играть, учить языки, читать. Но брат, который обещал её привезти в монастырь фортепиано, не сделал этого, он даже не позволил присылать её книги из домашней библиотеки. Она оставалась одна в стенах монастыря.
Однако молодость брала своё. Постепенно, она стала чуть ли не единственной постоянной читательницей монастырской библиотеки, зачитывая до дыр то, что там имелось. Обнаружился у неё и потрясающий талант декоратора – они лучше всех составляла букеты, украшала стол к праздничным обедам. И подружилась она с монахиней Бранкой, тоже молоденькой девушкой, чья мать была англичанкой. Соответственно, она знала английский и начала учить Анну. Бранка, как и Анна была оставлена в монастыре не по своей воле. Две девушки подружились, проводили друг с другом много времени, стали совершенно неразлучны.

Картина четвертая
На Файал приплывает корабль с английскими офицерами. Ну, устраивается прием. На приёме стол накрывают монашки. И, конечно, молодой капитан корабля внезапно встречается глазами с девушкой, чей взгляд проникает ему в сердце.
Он покидает прием, вспоминая эти черные глаза. Думая о том, как должна жить, что должна чувствовать эта прелестная девушка, отдавшая свою жизнь богу…

Тут читатель понимает, что вот она – завязка, близкая к кульминации. Скоро монахиня и согрешит. Повод для греха уже приплыл.

Картина пятая
Английские офицеры располагаются на острове надолго. И у капитана возникает возможность познакомиться с молоденькой монахиней, взгляд которой его так поразил. Выясняется, что у монахини есть подружка. Они как Розочка и Беляночка. Одна белокожая, голубоглазая, другая смуглая и черноглазая. Обе – прекрасны. Капитан начинает расспрашивать их о монастырском житье, о том, как они пришли в монастырь… Он спрашивает их так искренно, что девушки ему всё честно рассказывать – о том, как они несчастны, как они бы хотели жить другой жизнью, как мечтают учиться и т.п. Капитан приходит в ужас от услышанного, проникается в девушкам невероятным сочувствием и предлагает увезти их отсюда.

Картина шестая
Девушки и капитан ведут часто искренние и долгие беседы. Капитан уговаривает их бежать. Он говорит, что покажет им мир, что, в конце концов, чтобы служить Богу, не обязательно жить в монастыре, что можно делать это и в мирской жизни. Девушки не решаются – они же дали обет. Капитан огорчается их нерешительностью, иногда почти отчаивается их уговорить. И вот наступает день, когда капитан узнаёт о том, что вскоре его корабль должен возвращаться в Англию. Капитан приходит к монашкам раз, сообщает о своём отъезде через несколько дней, и делает последнюю попытку уговорить их. Девушки колеблются, плачут. И когда он уже уходит, вдруг они говорят «Да». Они договариваются о побеге.

Кажется, любовь между капитаном и Анной отменяется.

Картина седьмая
Девушки готовятся. Внезапно мир для нашей Анны меняется. Всё, что было скучно, немило, серо, с принятием решения изменяется на 180 градусов. Она с тоской и печалью смотрит на стены, в которых она провела столько лет, на цветы, которые она выращивала, идет на последнюю службу, произносит свои последние молитвы. Все в последний раз. Всё внезапно становится ей дорого. У неё нет сил это покинуть. Но тем не менее – побег состоится.
4 июля 1811 года. В ночь две девушки выскальзывают из монастырских стен. Долго ждут капитана. Уже светает. Девушки в отчаянии. Сейчас их обнаружат. Капитан опаздывает, но всё же, приходит. Внезапно их замечает садовник, пытается преградить им дорогу, но им удаётся убежать, они садятся на корабль и отплывают.
Утром их отсутствие обнаруживается. Настоятельница вместе с монашками молится за них.

Читатель ждет развития событий «на воле». Но абсолютно напрасно.

Картина восьмая
Прошло четыре года. Бразилия. Монастырь. Католический священник и настоятельница монастыря. В их монастыре находится Анна. Должна состояться процедура «идентификации». Для этой процедуры сюда прислан этот священник. Понятно, что в 1815 году ни фотографий, ни отпечатков пальцев, ни других нормальных документов не было. Священник разговаривает с настоятельницей о прибившейся к ним  монахине. Настоятельница говорит, что та очень много молится, все время плачет, умоляет о прощении и принятии в монастырь. Ведет себя, как подлинная монахиня.  Настоятельница очень ей сочувствует, просит аббата проявить милосердие и оставить девушку при монастыре.
Зовут Анну. Она приходит – руки плетьми, взгляд потухший. Увидя священника, падает перед ним, обнимает его ноги, умоляет о прощении. Девушку поднимают. Начинается разговор. Она рассказывает, как поддалась искушению и убежала из монастыря на Фаяле, как плыли они в Англию, как в Лондоне увезший их капитан привел их в швейную мастерскую. Как её подруга оказалась более удачлива, и кроме того, она хорошо говорила по-английски, и вскоре перешла служанкой в богатый и благородный дом. А Анна не могла изменить своего положения, работала много, жила бедно и тяжело, Лондон – ужасен и т.п. Каждый день она вспоминала Фаял, монастырь, монашек, с которыми она жила. И однажды она увидела корабль, который уплывал в Бразилию, проникла на него и вот – она здесь.
- Ходили ли вы там в церковь?
- Каждый свободный миг.
- Не потеряли вы веры? – спросил её священник.
- Я теряла присутствие духа, надежду, силы но не веру – ответила Анна.
- А призвание монахини, обет?
- Нет, я сохранила его.
Священник поражен её силой её желания вновь стать монахиней, силой её веры и глубиной раскаяния. И принимает решение – разрешить ей вернуться в монастырь.
- Хотели бы вы вернуться в свой монастырь на Фаял?
- Нет, только не это, мне не хватит духа смотреть в глаза моим сестрам. Я бы хотела остаться здесь навсегда, потерянной для всего мира.

Картина девятая
Тот же священник. И монастырь на Фаяле. Сестры радуются известию о том, что их сестра жива, что она вернулась к монашеской жизни. Священник приехал довершить процедуру идентификации. Он поочередно расспрашивает всех сестер о том, как выглядела сестра Анна. Они описывают её – овал лица, цвет кожи, глаз, телосложение и т.п. Все сходится.
Затем звон колокола собирает всех монашек в храме. И они (до этого читателю вообще невозможно было догадаться) голосуют. Голосуют они по двум вопросам: вопрос первый – так как их сестра теперь в другом монастыре, согласен ли монастырь платить за неё пожизненную платы тому, бразильскому монастырю? Вопрос второй: готовы ли они принять сестру обратно? Перед монашками выступает настоятельница, которая рассказывает им о сложном финансовом положении монастыря. И говорит, что принять сестру они могут только если чувствуют в себе готовность всё ей простить, и никогда ни словом, ни взглядом не напоминать о случившемся. Вносятся две урны. Идет голосование. Белая бумажка – да, черная – нет. По окончании бумажки вываливаются перед алтарем. Монахини проголосовали по первому вопросу – нет, по второму – да.
Общая радость от грядущей встречей с вновь обретенной сестрой.

Картина десятая
Бразилия. Бразильский священник получает письмо от настоятельницы монастыря на Фаяле. Она пишет, что единогласным решением они отказываются платить пожизненную плату в монастырь в Бразилии, но также единогласным решением готовы взять на себя расходы по перевозу Анны обратно на Фаял.
- Они отказали, но с какой любовью – тихо улыбается священник.
Анна остается в монастыре в Бразилии. Навсегда. Потерянная для всего мира.




Комментарии