SÍLVIO LIMA
(1904-1993)
Силвио Лима был учеником Жоакима Карвалью, что не мешало ему
критиковать учителя.
Понимая, что саудаде – это состояние, в котором я чувствует
себя лишенным кого-то любимого, который уже жил, но теперь отсутствует или
удален во времени, и чье содержание, благодаря памяти воспроизводится и
возвращается в настоящем, Силвио Лима, включал саудаде в некую двумерность или
в связь между двумя измерениями или двумя временными моментами, прошедшим
временем и актуальным или настоящим, которое воскрешает в памяти и
актуализирует прошлое, возрождая его.
Таким образом, саудаде открывается с этого момента, как
напряжение назад (протенсия) и напряжение вовнутрь (интенсия), назад, потому
что посредством памяти вызывает в памяти прошлое, которое посредством саудаде презентируется;
напряжение вовнутрь, потому что переживание саудаде имеет отношение или
направляется к объекту, моменту актуальному, находящемуся в контрасте с
моментом прошедшим; поэтому в настоящем и происходит кризис саудаде, и также,
как отмечает Рафаэл Диеште в своём понятии «натяжения», это напряжение происходит
в двух временных измерениях.
Однако Силвио Лима не останавливается на этих двух
измерениях, а вводит ещё третье, будущее, в котором саудаде имеет напряжение в
будущее.
Действительно, если саудоистическое сознание ощущает потерю
в настоящем, отсутствие или нехватку чего-то из прошлого или нехватку кого-то
отсутствующего, его страдание включает равным образом стремление или желание
вернуть или снова обладать потерянным или отсутствующим благом, из чего следует
заключить, что в саудаде «настоящее вдыхает прошлое и внутри воображаемого
будущего стремится к нему», и, таким образом, оно становится трехмерным.
Так, «драма саудаде состоит в позиции или жизненном
поведении непринятия, от которого не отказываются в настоящем», в котором я,
вновьобманутое памятью размышляющей и сосредоточенной на чем-то или ком-то
отсутствующем и любимом, желает, чтобы в настоящем это было восстановлено, как
освобождение или спасение, этот «потерянный рай», будучи, однако, желанием,
которое дает саудоистическому сознанию его характер ожидания и надежды, и
вводит в него своё измерение протенсивное, которое сообщает ему динамизм.
Расходился Силвио Лима ещё с Жоакимом Карвалью и в другой
точке, относящейся к существам, которые переживают саудаде, имеют или чувствуют
его. На самом деле, в то время как автор «Проблематики саудаде» рассматривал
саудаде, как непостижимое для Бога, утверждая также, что оно не дается ни
сознанию ребенка, ни животным по причине ограниченности их чувствительности и
их жизни только в настоящем, его ученик, более сведующий в психологической
материи, не только решительно не видел никакого умозрительного или
метафизического препятствия к тому, чтобы Бог чувствовал или обладал саудаде,
но и думал, что ребенок чувствует и может чувствовать саудаде, и что у животных
тоже есть рудиментарный аналог чувства саудаде.
Силвио Лима отмечал, что утверждение Жоакима Карвалью было
бы истинно, если бы идея Бога корреспондировала с идеей чистого
аристотелевского акта или же в Богом Спинозы, но уже не соответствует
иудео-христианскому Богу, понимаемому, как любящий Отец, который не может не
страдать, глядя на грехи человека, на его удаление из рая, не может перестать
желать его быстрого возвращения, в этой точке в бесконечной тайны любви, воплотиться
в лице Христа.
Относительно детей, Силвио Лима прибегал в недавним
открытиям психологии, педиатрии и
нейропсихологии, которе говорили, что у детей встречаются переживания саудаде
при разделении с матерью или её отсутствии.
Что касается животных, то он призывал не обеднять их,
напоминая явления верных собак, страдающих, когда их хозяин умер,
отказывающихся от еды, говоря, что в этом можно обнаружить внутреннюю
биологическую структуру потери, которая присуща и человеческому саудаде.

Комментарии
Отправить комментарий