Португальская философия Saudade.SÍLVIO LIMA//Antonio Braz Teixeira "A Filosofia da saudade"


SÍLVIO LIMA
(1904-1993)

Силвио Лима был учеником Жоакима Карвалью, что не мешало ему критиковать учителя.
Понимая, что саудаде – это состояние, в котором я чувствует себя лишенным кого-то любимого, который уже жил, но теперь отсутствует или удален во времени, и чье содержание, благодаря памяти воспроизводится и возвращается в настоящем, Силвио Лима, включал саудаде в некую двумерность или в связь между двумя измерениями или двумя временными моментами, прошедшим временем и актуальным или настоящим, которое воскрешает в памяти и актуализирует прошлое, возрождая его.
Таким образом, саудаде открывается с этого момента, как напряжение назад (протенсия) и напряжение вовнутрь (интенсия), назад, потому что посредством памяти вызывает в памяти прошлое, которое посредством саудаде презентируется; напряжение вовнутрь, потому что переживание саудаде имеет отношение или направляется к объекту, моменту актуальному, находящемуся в контрасте с моментом прошедшим; поэтому в настоящем и происходит кризис саудаде, и также, как отмечает Рафаэл Диеште в своём понятии «натяжения», это напряжение происходит в двух временных измерениях.
Однако Силвио Лима не останавливается на этих двух измерениях, а вводит ещё третье, будущее, в котором саудаде имеет напряжение в будущее.
Действительно, если саудоистическое сознание ощущает потерю в настоящем, отсутствие или нехватку чего-то из прошлого или нехватку кого-то отсутствующего, его страдание включает равным образом стремление или желание вернуть или снова обладать потерянным или отсутствующим благом, из чего следует заключить, что в саудаде «настоящее вдыхает прошлое и внутри воображаемого будущего стремится к нему», и, таким образом, оно становится трехмерным.
Так, «драма саудаде состоит в позиции или жизненном поведении непринятия, от которого не отказываются в настоящем», в котором я, вновьобманутое памятью размышляющей и сосредоточенной на чем-то или ком-то отсутствующем и любимом, желает, чтобы в настоящем это было восстановлено, как освобождение или спасение, этот «потерянный рай», будучи, однако, желанием, которое дает саудоистическому сознанию его характер ожидания и надежды, и вводит в него своё измерение протенсивное, которое сообщает ему динамизм.
Расходился Силвио Лима ещё с Жоакимом Карвалью и в другой точке, относящейся к существам, которые переживают саудаде, имеют или чувствуют его. На самом деле, в то время как автор «Проблематики саудаде» рассматривал саудаде, как непостижимое для Бога, утверждая также, что оно не дается ни сознанию ребенка, ни животным по причине ограниченности их чувствительности и их жизни только в настоящем, его ученик, более сведующий в психологической материи, не только решительно не видел никакого умозрительного или метафизического препятствия к тому, чтобы Бог чувствовал или обладал саудаде, но и думал, что ребенок чувствует и может чувствовать саудаде, и что у животных тоже есть рудиментарный аналог чувства саудаде.
Силвио Лима отмечал, что утверждение Жоакима Карвалью было бы истинно, если бы идея Бога корреспондировала с идеей чистого аристотелевского акта или же в Богом Спинозы, но уже не соответствует иудео-христианскому Богу, понимаемому, как любящий Отец, который не может не страдать, глядя на грехи человека, на его удаление из рая, не может перестать желать его быстрого возвращения, в этой точке в бесконечной тайны любви, воплотиться в лице Христа.
Относительно детей, Силвио Лима прибегал в недавним открытиям психологии, педиатрии  и нейропсихологии, которе говорили, что у детей встречаются переживания саудаде при разделении с матерью или её отсутствии.

Что касается животных, то он призывал не обеднять их, напоминая явления верных собак, страдающих, когда их хозяин умер, отказывающихся от еды, говоря, что в этом можно обнаружить внутреннюю биологическую структуру потери, которая присуща и человеческому саудаде.

Комментарии