Португальская философия Saudade.JOAQUIM DE CARVALHO//Antonio Braz Teixeira "A Filosofia da saudade"


JOAQUIM DE CARVALHO
(1892-1958)

Он был одним из тех, кто в середине 20 века возродил интерес к размышлениям о саудаде, когда на 13 Португало-испанском Конгрсессе, посвященном научному прогрессу, который проходил в Лиссабоне в 1950 году организовал коммуникацию о «Проблематике саудаде», а потом через два года опубликовал в Философском журнале (Revista Filisófica), где он был директором эскиз к изучению «Определяющих элементов саудоистического сознания».
Он начал другую актуальную линию, по сравнению с метафизической линией Пашкуаеша и Леонардо Коимбры. Эта линия была сконцентрирована на изучении феноменологии саудаде, на анализе элементов саудоистического сознания.
Жоаким де Карвалью начал своё исследование с проверки того, на чем концентрировались в основном изучения саудаде, на трех вопросах: происхождение и семантика слова «саудаде», определение универсального или особенного и локального чувства, которое соотносится с этим понятием, размышление над моральной и социальной ценностью саудоистической позиции.
Относительно первого вопроса Жоаким де Карвалью ограничился выделением главных выводов, которые были сделаны филологами о происхождении слова и его дальнейших изменениях. Относительно второго вопроса, он, не колеблясь, утверждал саудаде, как «явление психическое, происходящее в душе человеческого существа», явление, которое составляет часть эмоциональной жизни, представляет собой один из двух модусов, которым ipsidade (термин П.Рикера, осознание я, возвращение к себе самому) каждого человека отвечает или реагирует на окружающий мир или на ситуацию, которую обнаруживает. Из этого могло бы следовать, что каждый человек способен испытывать саудаде, а также можно утверждать, что только человеческое существо способно чувствовать саудаде, а для Бога оно непостижимо, потому что он не может чувствовать настоящее, как потерю блага, которым обладало прошлое, также не могут чувствовать это и животные.
Усиливая эту позицию в направлении принятия всеобщности чувства саудаде, Жоаким де Карвалью отмечает, что всему сознательному и временному бытию присуща возможность устанавливать значимое отношение между ситуацией, в которой он находится и ситуацией, в которой он жил прежде и возможность чувствовать это отношение как приятное или неприятное отклонение или удаление от потока собственной экзистенции.
Отвечая, таким образом на первый собственно философский вопрос, что вызывает саудаде, великий историк португальской культуры полагал, что необходимо предпринять исследование через феноменологическое описание саудоистического сознания, однако, чтобы достичь определения саудаде и понять суадоистическое саудаде и идею саудаде, было необходимо предварительное понимание «саудоистического состояния». Феноменология саудаде позволяла определить компоненты саудоистического акта, которые по Жоакину де Карвалью будут возвращаться к отказу, отрицанию реальности, чувству изоляции, желанию отсутствующего блага, жившего ранее и к печали, или, другими словами, к тому, что даст понимание интенциональности саудаде или направленному корреляту саудоистического сознания, то есть «коммуникации сознания с другими сознаниями или другими существами или состояниями, которые отсутствуют».
Действительно, в саудаде всегда возникает сознание кого-то отсутствующего, чье присутствие желаемо, в саудаде случается актуальное предъявление некоего состояния, ситуации, знакомых по предыдущим опытам объектов и существ, которых хочется возродить в живой и чувственной общности». Таким образом ему казалось, что саудаде не следует смешивать с платоновским припоминанием, потому что тот, кто чувствует саудаде встречается не с деперсонализированным и объективным миром идей и форм, чувственно индифферентных и интеллектуально значимых, но перед своим персональным и живым миром, эмоционально значимым для самого себя.
Концентрируя свои размышления на том, что есть собственно саудоистическое сознание в поисках детерминирующих его элементов_ Жоаким де Карвалью начинал с определения того, что такое саудаде, определяя его как происходящее исключительно с человеком, в человеческом сознании, и одновременно как психическое непередаваемое состояние, которое в качестве такового является коррелятом определенного присутствия, которое переносится в сознание, или понимание саудаде как того, что внутреннее сознание может длить, но не может передать другому человеку, понимание того, чье переживание сопровождается присутствием в душе отсутствующих существ или прошедших состояний или обстоятельств. Отсюда мыслитель заключал, что конструктивными элементами саудаде являются субъективное бытие или персональное я, существа и ситуации представленные как живые сейчас и соотнесение этого персонального я с этими существами и ситуациями.
Таким образом, нахождение в саудаде или нахождение себя в саудаде выражает, в точки зрения психики, состояние, в котором сознание противостоит тому, что ему дается в настоящем опыте как предпочтение того, кто уже жил и обнаруживается отсутствующим, представляя прошлое которое репрезентирует высшее чувствительное измерение по отношению к настоящему.
Саудаде, таким образом, возникает как особая форма человеческого поведения перед лицом настоящего, открывая собственную временность, в которой саудоистическое сознание, в сущности, является ретронаправленным, но не продлевает живущее настоящее, и не предваряет будущее, которого желает, но включается в живое и конкретное время в воскрешающих воспоминаниях относительно людей, состояний или ситуаций, чье отсутствие во времени или в пространстве чувствуется как потеря или лишение.
Положение саудаде, будучи сосредоточенным на себе, является состоянием, которое образуется, начиная с присутствия актуальных вещей, которые кажутся лишенными определенных качеств или атрибутов, или нежизнеспособными вследствии этого лишения, отсутствие их рождает представление чего-то отсутствующего, связанного с желанием снова увидеть его или возродить его в актуальности. Таким образом, можно говорить, что саудоистическое сознание, существенным образом связанное с живым чувственным временем, является «духовным присутствием отсутствия живого когда-то, сопровождаемого желанием вернуть его к жизни».

/р. 103-106/


Комментарии