Португальская философия Saudade.PINHARANDA GOMES//Antonio Braz Teixeira "A Filosofia da saudade"

PINHARANDA GOMES
(1939)



Три важных аспекта позиции этого философа…
Первый – это признание того, что саудаде представляет собой теологическое измерение, так как в нём человек чувствует саудаде по отношению к Богу, вспоминая, откуда он произошёл и желая вернуться туда. Второй – что саудаде – это универсальное чувство, принимающее форму чувства для выражения чувств, причина, по которое его называют также «присутствующее отсутствие или отсутствующее присутствие», являющееся по преимуществу неудовлетворённым желанием или желанием, которое очень трудно удовлетворить. Это объясняет, что человек чувствует саудаде не только по отношению к тому, что ему известно, но и по отношению к тому, что ему неизвестно, или, что пока неизвестно, но он его себе представляет. Третий – что саудаде относится не ко времени, но к бытию, не является памятью некоторой внешней объективности или же чем-то случайным, в которое мы, благодаря своей способности воображения кладём свои желания или любовь, саудаде является sui-dade, своим собственным, тем, что представляет собой «наиболее глубокую и интимную субъективность бытия – бытие в себе самом», из чего следует, что память не аффективна, не интеллектуальна, даже не имеет воли, но это онтологическая память, поскольку в своей сути саудаде является свойством бытия, что и определяет её подлинность и даёт саудаде максимальную онтологичность и правдивость, о которой можно было бы говорить, как саудаде человека, саудаде природы, саудаде Бога или саудаде любви, поскольку всё эти сущности обладают свое реальностью, и таким образом саудаде противостоит «недействительности» (nulidade), которая представляет собой истину небытия. /78-79/


Пиньярада Гомеш пытался определить саудаде через то, чем оно не является. /79/

От сравнивал саудаде с каталонским anyoransa, añoranza галисийским, ностальгией, angústia, morriña, немецким Sehnsuht, с solidade. /79/

Отправляясь от понятия saudade как sui-dade, как свойство себя, Пиньарада Гомеш понимает его как акт, «акт, посредством которого я в себе самом себя узнаю, аналогично будет говорить, что саудаде нам представляется как объективное знание, которого субъект достигает о себе самом» /80/

Такое познание себя, из которого саудаде, как действие состоит, невозможно без понятия «отношение», понятия, в рамках которого, как настаивал философ, для саудаде «достаточно любого отклонения, чтобы познать себя», и саудаде – это всегда «другость», таким образом невозможно уметь чувствовать саудаде, не умея чувствовать «другость». /80/

Для усиления этого вывода философ вспоминает уроки томизма и Леонарда Коимбры, согласно которым монаде, которая хочет достичь какого-либо знания о себе, следует открыться и посмотреть вовне себя, и в этом процессе протечь над самим собой,  увидеть другие монады, открывая, таким образом, что монада сама по себе есть коммуникация между монадами, основа в которую возвращаются, чтобы помочь себе и поддержать себя в самоосознании. /80/

И это же правило есть в антропологии, что субъект может познать себя, как субъекта только через коммуникацию, которую он установит с другими субъектами, в которой каждый из них одновременно и возникает, как субъект /80/

Автор подчеркивает, что в саудаде субъект другого возникает как субъект того же самого. /80/

Но почему тогда в саудаде видят желание единения, объединения другости?/80/

Саудаде не является обладанием другостью, или сплавлением одного в другом, другость есть, чтобы ей не обладали, потому что если бы ей обладали, не было бы саудаде. /80/

Движение, которое производится актом саудаде, не есть чисто дуальное, оно не происходит лишь между тем же самым и другим, а образуется, наоборот, как триадное движение, позволяюшее включить третий элемент, о котором Пиньарада Гомеш, следуя за Леонардом Коимброй, думал, как об универсальном, элементе, объединяющем сингулярности самого себя и другого, как в плане мышления, так и чувства и движения саудаде. /80/

Здесь Пиньарада Гомеш следует многим другим португальским философам, которые думали о саудаде, как о ситуации человеческого одиночества в отношениях или или как о чувстве особенности (singularidade) человека, или понимали, что опыт саудаде не может быть деперсонализированным.

Эти утверждения заставляют принять, что только человек имеет способность к саудаде, что заставляет понимать, что знание саудаде – знание дискурсивное, и что только человеку дано переносить реальность быть в свойство знать, и саудаде – это способность реальности быть сингулярной (особенной). На самом деле, если в сингулярности существо находится в отсутствии Бытия,  то в саудаде сингулярность знает, что бытие отсутствует, возвращая существованию знание о сингулярности. /81/

В этой точке важно рассмотреть, как соединяется знание себя, из которого саудаде состоит со своим измерением, как чувства, которое, хотя и представляет собой чувство знания, не исчерпывает знание и не совпадает полностью со знанием. /81/

Философ ищет ответ на этот вопрос, пересекаясь здесь с испанским философом в том, что саудаде есть «чувствование в себе самом» в присутствии отсутствия другого, включая этим актом, реальным или только возможным, жизненный опыт и сознание. Либо, пока первый ограничивается сферой чувства, второе включает уже знание чего-либо в жизненном опыте, из чего вытекает, что отношение между тем, кто чувствует, где чувствует и что чувствует, предполагает с необходимостью познание я вокруг себя самого или внимательную бдительность я о себе самом, что означает, что в своем чувственном измерении саудаде делает возможным определенный род познания. /82/

Саудаде динамично, в своем начале, это саудаде в Я, чтобы узнать, кто Я есть, чтобы через это узнать, что другие познаются как другие Я.

Бог – единственный, кто не испытывает саудаде. Саудаде испытывает человек по отношению к Богу, потому что Бог – это подлинный Другой, который лишь подтверждается саудаде человека. /83/

Существует два вида коммуникации между монадами – горизонтальная, в которой монады коммуницируют между собой как suidades, и вертикальная – где монады с чувством suidade коммуницируют со своим исходным началом, посредством которого только и возможно интегрироваться в едином, в котором разделяющие различия только и будут аннулированы /84/

Саудаде представляет себя, как потребность в другом, необходимость Бога, потому что недостаёт её не самости, а другости другого и Бога, вот причина по которой «в саудаде просыпается любовь к ближнему, похожая на божественную любовь» /85/






Комментарии