PAULO BORGES
(1959)
Разделял концепцию саудаде как исходного союза-разрыва.
Мгновения, когда мы чувствуем саудаде, нам удается
преодолеть границы всего (субъекта и объекта, центра и переферии, внешнего и
внутреннего) и в эти моменты мы есть, мы видим, и мы можем всё. Мы чувствуем
одновременно изумление и ясность, нам открывается первичная и вневременная
универсальная инстанция, в которой вся конфигурация, которую человеческое
знание и культура атрибутируют существам, теряет право на существование и
рассеивается, как внутренняя иллюзия.
И в эти мгновения восхищения, этой полноты, первичной
инстанции, полноты всего, мгновения, которые прорывают и ослабляют наше
сознание, мы чувствуем глубокое и бесконечное саудаде, то есть память и желание
неизбежное в союзе-разрыве, отсутствии-присутствии того единственного, что
может их удовлетворить, обнуляя их, саудаде о благе сверх существования без
концептов, различений или оппозиций.
Философ обращает наше внимание на то, что хотя нам и
кажется, что саудаде относится к людям или другим существам, опыту или
состояниям, времени и месту, реально саудаде, которое мы по отношению к ним
чувствуем, это саудаде по полноте реальности и истины, саудаде по «величию,
которое в них и в нас, сознательно или бессознательно, в большей или меньшей
степени, живет, просвечивает, предчувствуется». /97/
На самом деле, саудаде, которое основывается в прошлом, мы проецируем
в будущее, в котором страстно желаем вернуть или восстановить то хорошее, что у
нас было, но это саудаде в глубине является саудаде по вечному настоящему,
саудаде полноты сейчас без «до» и «после». /97/
Саудаде – это таинственный источник всего. /98/ Это
постоянное движение (или придание движения) соединения-разрыва,
определенности-неопределенности.
Ошибочны все концепции персональности или индивидуальности,
поскольку саудаде – напоминает нам о взаимозависимости всего и всех существ
/98-99/
Саудаде – источник автопоэзиса и автокреатива. /99/
Мы способны также увидеть или всмотреться и понять наше
происхождение, как происхождение духа, понимаемого через такое первоначальное
видение, которое соединяет-разбивает в первоначальном единстве-разрыве, которое
одновременно погружается вовнутрь и выходит на поверхность абсолютного вакуума,
видение одновременно светлое и мрачное, абсолютное и относительное, через
которое абсолютный вакуум видит себя и является видимым, находясь в саудаде,
как его тот же –другой, который, видя его становится видимым для него, самого
себя видя. Таким образом в размышлениях Paulo Borges, рождение духа, будучи одновременно автономным и
гетерономным, уникальным и общим, является видением более созидающим, чем
простое когнитивное видение, принимая форму первичного самооткрытия разумной
субъективности, которое происходит от некоторой нередуцируемой тайны, которая
его превышает в тройственности, в которой пустота (вакуум), некоторая возможность
(потенция) и общность возможностей превращаются в единое в этом влечении
рождения, которое и есть саудаде. Есть в этом же самом тройственном единстве
воображение возникает как самосозидающее действие исходной свободы и в этой
исходной свободе, которая объединяет-раскалывает посредством обнаруженного
желания от множества в связях памяти в единство и обратно; здесь снова
обнаруживается созидающее действие, неотъемлемое от порождающего влечения саудаде,
которое, не будучи дифференцированным в себе самом, является истоком и основой
всех различий. /99/
Абсолютная пустота является началом, единым необходимым и
абсолютно врожденным, посредством которого каждое существо и весь универсум
должен непременно укорениться в этом первоначальном Всё-Ничего, по которому и
имеет саудаде, и которое и есть, по сути, само саудаде. /100/
Таким образом, если MANUEL CÂNDIDO PIMENTEL
продолжал индивидуалистическую линию Леонардо Коимбры, то Paulo Borges ведет другую линию деперсонализации,
тотальной пустоты, которая ближе к Пашкоаешу и Бруно. /100/
Комментарии
Отправить комментарий