Португальская философия Saudade.PAULO BORGES//Antonio Braz Teixeira "A Filosofia da saudade"

PAULO BORGES
(1959)


Разделял концепцию саудаде как исходного союза-разрыва.

Мгновения, когда мы чувствуем саудаде, нам удается преодолеть границы всего (субъекта и объекта, центра и переферии, внешнего и внутреннего) и в эти моменты мы есть, мы видим, и мы можем всё. Мы чувствуем одновременно изумление и ясность, нам открывается первичная и вневременная универсальная инстанция, в которой вся конфигурация, которую человеческое знание и культура атрибутируют существам, теряет право на существование и рассеивается, как внутренняя иллюзия.
И в эти мгновения восхищения, этой полноты, первичной инстанции, полноты всего, мгновения, которые прорывают и ослабляют наше сознание, мы чувствуем глубокое и бесконечное саудаде, то есть память и желание неизбежное в союзе-разрыве, отсутствии-присутствии того единственного, что может их удовлетворить, обнуляя их, саудаде о благе сверх существования без концептов, различений или оппозиций.

Философ обращает наше внимание на то, что хотя нам и кажется, что саудаде относится к людям или другим существам, опыту или состояниям, времени и месту, реально саудаде, которое мы по отношению к ним чувствуем, это саудаде по полноте реальности и истины, саудаде по «величию, которое в них и в нас, сознательно или бессознательно, в большей или меньшей степени, живет, просвечивает, предчувствуется». /97/

На самом деле, саудаде, которое основывается в прошлом, мы проецируем в будущее, в котором страстно желаем вернуть или восстановить то хорошее, что у нас было, но это саудаде в глубине является саудаде по вечному настоящему, саудаде полноты сейчас без «до» и «после». /97/

Саудаде – это таинственный источник всего. /98/ Это постоянное движение (или придание движения) соединения-разрыва, определенности-неопределенности.

Ошибочны все концепции персональности или индивидуальности, поскольку саудаде – напоминает нам о взаимозависимости всего и всех существ /98-99/

Саудаде – источник автопоэзиса и автокреатива. /99/


Мы способны также увидеть или всмотреться и понять наше происхождение, как происхождение духа, понимаемого через такое первоначальное видение, которое соединяет-разбивает в первоначальном единстве-разрыве, которое одновременно погружается вовнутрь и выходит на поверхность абсолютного вакуума, видение одновременно светлое и мрачное, абсолютное и относительное, через которое абсолютный вакуум видит себя и является видимым, находясь в саудаде, как его тот же –другой, который, видя его становится видимым для него, самого себя видя. Таким образом в размышлениях Paulo Borges, рождение духа, будучи одновременно автономным и гетерономным, уникальным и общим, является видением более созидающим, чем простое когнитивное видение, принимая форму первичного самооткрытия разумной субъективности, которое происходит от некоторой нередуцируемой тайны, которая его превышает в тройственности, в которой пустота (вакуум), некоторая возможность (потенция) и общность возможностей превращаются в единое в этом влечении рождения, которое и есть саудаде. Есть в этом же самом тройственном единстве воображение возникает как самосозидающее действие исходной свободы и в этой исходной свободе, которая объединяет-раскалывает посредством обнаруженного желания от множества в связях памяти в единство и обратно; здесь снова обнаруживается созидающее действие, неотъемлемое от порождающего влечения саудаде, которое, не будучи дифференцированным в себе самом, является истоком и основой всех различий. /99/


Абсолютная пустота является началом, единым необходимым и абсолютно врожденным, посредством которого каждое существо и весь универсум должен непременно укорениться в этом первоначальном Всё-Ничего, по которому и имеет саудаде, и которое и есть, по сути, само саудаде. /100/


Таким образом, если MANUEL CÂNDIDO PIMENTEL продолжал индивидуалистическую линию Леонардо Коимбры, то Paulo Borges ведет другую линию деперсонализации, тотальной пустоты, которая ближе к Пашкоаешу и Бруно. /100/

Комментарии