Португальская философия Saudade.DALILA PEREIRA DA COSTA//Antonio Braz Teixeira "A Filosofia da saudade"

DALILA PEREIRA DA COSTA

(1918 -  2012)
 


Для визионера и мистического мыслителя, Далилы да Кошта, саудаде представляется не столько пониманием, постижением, сколько движением и актом, обладающим конкретной, живой и практической природой. Поэтому саудаде не может быть понята через какую-либо систематизацию интеллектуального характера или через какую-либо форму рационального познания, никакая мыслительная позиция, претендующая на объективность и абстрактность, не будет адекватной по отношению к саудаде.  Единственное средство её познания – прямой опыт.

Будучи, таким образом, знанием «осуществленного опыта», но осуществленного персонально одним человеком, саудоистическое знание или знание саудаде приобретает форму знания, о котором можно рассказать, но которое нельзя передать другим. Тем не менее, в то время как духовный конкретный и единичный опыт, саудоистическое знание непередаваемо, оно не оценивается субъективно, его истинность всегда может быть проверена другими через знание, которое приумножается и подтверждается различными последовательными опытами, предоставленными в общее пользование. Не следует забывать при этом, что правда, которая достигается в саудоистическом знании находится за пределами дискурсивных и логических причин, а также за пределами возможности верификации.

Действительно, духовные опыты неповторяемы, так как дух действует беспричинно, в царстве свободы, за пределами природного детерминизма, а также человеческих воли, желания и ожиданий.

Таким образом, будучи переживанием или знанием, полученным в результате переживания, саудаде представляет некоторое невыразимое ядро, являющееся её сущностью и одновременно дарится и утаивается, находя всегда латентно в саудаде возможность доступа и единения с трансцендентным, тайну божественного.

Саудоистическое знание или знание саудаде или знание, полученное через саудаде, хотя и происходит внутри человеческого субъекта, включает в качестве своего объекта (цели) Бытие, посредством которого встречаются в единстве единичность и универсальность, в эфемерности времени и постоянстве вечности. Отсюда вытекает, что знание, которое приносит саудаде настолько верное и важное, насколько важна способность субъекта, испытывающего саудаде, растворять своё индивидуальное бытие в Бытии полном и абсолютном.  Таким образом, в понимании Далии да Кошта саудаде принимает форму аскетического пути, посредством которого знание, которое получается на этом пути будет настолько совершенным, чистым и подлинным, насколько высоко будет цениться эта самая аскеза самим субъектом, в котором это знание происходит, как божественная манифестация. Саудаде поэтому не создаёт какой-либо формы незаинтересованного знания, или доктрину, или систематическую организацию познания, будучи, скорее, средством освобождения, знанием спасения.

Саудаде – это посредник. Саудаде реализует любовь в условиях отсутствия, союз между состоянием прошлого и состоянием настоящего в сознании, между предшествующим опытом проживания и его нынешним отсутствием, между двумя существами, разделенными временем или пространством, открывая присущую и высшую комплементарность, которая есть между ними, которая не разделена, а образует единую и самотождественную сущность, также как и время с пространством встречаются в единении, преодолевая трансформацию в извечном обратимом возвращении, и восходящей и всегда стремящейся к совершенству спирали. Отсюда вывод, который делает автор, что в саудаде всё, что видится негативным, представляет собой в конечном итоге позитивную силу, так как в ней страдание по поводу отсутствия является силой стремления к совершенству, которая стремится к единению через непохожесть в идентификации, также и совершенство рождается через несовершенство, вечность от трансформации, единство от разрыва, небесная экзистенция от экзистенции земной, абсолютная идентичность от абсолютной противоположности /74/

Будучи дочерью разрыва или разделения, но стремясь достичь искупления или единения, возвращения рая, реинтеграции или восстановления первичного и потерянного единства, саудаде для нас, людей, является гарантией и доказательством бессмертия и возможности аннулировать время, сделав его обратимым….

Будучи дочерью любви, саудаде, насколько жизнь в ней любима и собрана, позволяет, чтобы в ней делалось всё, и всё делалось посредством неё; саудаде, имея власть побеждать смерть, открывает свою ангелическую природу, как схождение или включение божественного в человеческое, бытия и знания небесного на землю, превосходства вечной жизни над телесной смертью.

Далия да Кошта выделяла три ключевых аспекта саудоистического размышления: связь саудаде с временем, понятие припоминания и высшая совместность или гармония между христианством и язычеством. Относительно времени Далия да Кошта рассматривала как время теряет в саудаде свою последовательную линейную форму, принимая форму циклическую, которая позволяет ему стать обратимым, так что в неё прошлое будет будущим, а будущее – есть прошлое, как возвращение или поворот к первородному единству, которое было потеряно в падении или расколе. Саудаде представляет собой, таким образом главную победу, которую человек может одержать над временем, понимаемому как зло, как разрушающая мир трансформация и сила. Саудаде творит из себя, отмену или преодоление времени для соединения предельных точек прошлого и будущего, выступая синтезирующим посредником, и для создания или восстановления вечного настоящего, как центра неподвижного и не имеющего противоречий. В превращении времени в вечность, в присвоении ему его истинной и первой природы, саудаде сама превращается в саудаде райское, которое заставляет исчезнуть принудительный порядок времени и пространства, накладывая неизменно утраченное пространство, пространство удалённое, на пространство нашего мира, которое теперь идентифицируется с ним, заставляя спуститься на землю вечное настоящее земного рая. /76/

Таким образом, согласно Далии да Кошта вечность – это время в своей чистой реальности, …также как время – это «грешная» вечность. А саудаде – это сила возвращения в Рай, движение реинтегрирующее, освобождающее, спасающее. /76/

Саудаде – это сила, действие которой позволяет делать время обратимым, а, вместе с ним и собственную историю. И, таким образом, саудаде может интегрировать и христианство с язычеством. /77/

Саудаде обладает способностью интегрировать и понимать всё через способность беспредельного принятия, которое и является её базовой спасительной сущностью /77/



[1] Имеется ввиду Terxeira de Pascoaes

Комментарии