Португальская философия Saudade.DALILA PEREIRA DA COSTA//Antonio Braz Teixeira "A Filosofia da saudade"
DALILA PEREIRA DA
COSTA
(1918 - 2012)
Для визионера и мистического мыслителя, Далилы да Кошта,
саудаде представляется не столько пониманием, постижением, сколько движением и
актом, обладающим конкретной, живой и практической природой. Поэтому саудаде не
может быть понята через какую-либо систематизацию интеллектуального характера
или через какую-либо форму рационального познания, никакая мыслительная
позиция, претендующая на объективность и абстрактность, не будет адекватной по
отношению к саудаде. Единственное
средство её познания – прямой опыт.
Будучи, таким образом, знанием «осуществленного опыта», но
осуществленного персонально одним человеком, саудоистическое знание или знание
саудаде приобретает форму знания, о котором можно рассказать, но которое нельзя
передать другим. Тем не менее, в то время как духовный конкретный и единичный
опыт, саудоистическое знание непередаваемо, оно не оценивается субъективно, его
истинность всегда может быть проверена другими через знание, которое
приумножается и подтверждается различными последовательными опытами,
предоставленными в общее пользование. Не следует забывать при этом, что правда,
которая достигается в саудоистическом знании находится за пределами
дискурсивных и логических причин, а также за пределами возможности верификации.
Действительно, духовные опыты неповторяемы, так как дух
действует беспричинно, в царстве свободы, за пределами природного детерминизма,
а также человеческих воли, желания и ожиданий.
Таким образом, будучи переживанием или знанием, полученным в
результате переживания, саудаде представляет некоторое невыразимое ядро,
являющееся её сущностью и одновременно дарится и утаивается, находя всегда
латентно в саудаде возможность доступа и единения с трансцендентным, тайну
божественного.
Саудоистическое знание или знание саудаде или знание,
полученное через саудаде, хотя и происходит внутри человеческого субъекта,
включает в качестве своего объекта (цели) Бытие, посредством которого
встречаются в единстве единичность и универсальность, в эфемерности времени и
постоянстве вечности. Отсюда вытекает, что знание, которое приносит саудаде
настолько верное и важное, насколько важна способность субъекта, испытывающего
саудаде, растворять своё индивидуальное бытие в Бытии полном и абсолютном. Таким образом, в понимании Далии да Кошта
саудаде принимает форму аскетического пути, посредством которого знание,
которое получается на этом пути будет настолько совершенным, чистым и
подлинным, насколько высоко будет цениться эта самая аскеза самим субъектом, в
котором это знание происходит, как божественная манифестация. Саудаде поэтому
не создаёт какой-либо формы незаинтересованного знания, или доктрину, или
систематическую организацию познания, будучи, скорее, средством освобождения,
знанием спасения.
Саудаде – это посредник. Саудаде реализует любовь в условиях
отсутствия, союз между состоянием прошлого и состоянием настоящего в сознании,
между предшествующим опытом проживания и его нынешним отсутствием, между двумя
существами, разделенными временем или пространством, открывая присущую и высшую
комплементарность, которая есть между ними, которая не разделена, а образует
единую и самотождественную сущность, также как и время с пространством
встречаются в единении, преодолевая трансформацию в извечном обратимом
возвращении, и восходящей и всегда стремящейся к совершенству спирали. Отсюда
вывод, который делает автор, что в саудаде всё, что видится негативным,
представляет собой в конечном итоге позитивную силу, так как в ней страдание по
поводу отсутствия является силой стремления к совершенству, которая стремится к
единению через непохожесть в идентификации, также и совершенство рождается
через несовершенство, вечность от трансформации, единство от разрыва, небесная
экзистенция от экзистенции земной, абсолютная идентичность от абсолютной противоположности
/74/
Будучи дочерью разрыва или разделения, но стремясь достичь
искупления или единения, возвращения рая, реинтеграции или восстановления
первичного и потерянного единства, саудаде для нас, людей, является гарантией и
доказательством бессмертия и возможности аннулировать время, сделав его
обратимым….
Будучи дочерью любви, саудаде, насколько жизнь в ней любима
и собрана, позволяет, чтобы в ней делалось всё, и всё делалось посредством неё;
саудаде, имея власть побеждать смерть, открывает свою ангелическую природу, как
схождение или включение божественного в человеческое, бытия и знания небесного
на землю, превосходства вечной жизни над телесной смертью.
Далия да Кошта выделяла три ключевых аспекта
саудоистического размышления: связь саудаде с временем, понятие припоминания и высшая
совместность или гармония между христианством и язычеством. Относительно
времени Далия да Кошта рассматривала как время теряет в саудаде свою
последовательную линейную форму, принимая форму циклическую, которая позволяет
ему стать обратимым, так что в неё прошлое будет будущим, а будущее – есть прошлое,
как возвращение или поворот к первородному единству, которое было потеряно в
падении или расколе. Саудаде представляет собой, таким образом главную победу,
которую человек может одержать над временем, понимаемому как зло, как разрушающая
мир трансформация и сила. Саудаде творит из себя, отмену или преодоление
времени для соединения предельных точек прошлого и будущего, выступая
синтезирующим посредником, и для создания или восстановления вечного
настоящего, как центра неподвижного и не имеющего противоречий. В превращении
времени в вечность, в присвоении ему его истинной и первой природы, саудаде
сама превращается в саудаде райское, которое заставляет исчезнуть
принудительный порядок времени и пространства, накладывая неизменно утраченное пространство,
пространство удалённое, на пространство нашего мира, которое теперь
идентифицируется с ним, заставляя спуститься на землю вечное настоящее земного
рая. /76/
Таким образом, согласно Далии да Кошта вечность – это время
в своей чистой реальности, …также как время – это «грешная» вечность. А саудаде
– это сила возвращения в Рай, движение реинтегрирующее, освобождающее,
спасающее. /76/
Саудаде – это сила, действие которой позволяет делать время
обратимым, а, вместе с ним и собственную историю. И, таким образом, саудаде
может интегрировать и христианство с язычеством. /77/
Саудаде обладает способностью интегрировать и понимать всё
через способность беспредельного принятия, которое и является её базовой
спасительной сущностью /77/
Комментарии
Отправить комментарий