Португальская философия Saudade.ANTÓNIO CÂNDIDO FRANCO//Antonio Braz Teixeira "A Filosofia da saudade"

ANTÓNIO CÂNDIDO FRANCO
(1956)



Для Антониу Кандиду Франку саудаде представляется чувством предельным и первой потенцией, а теория саудаде теорией памяти, но памяти, наделенной воображением, которая может создавать трансцендентную форму разума и более высокую форму мысли. /100/

В то время как чистое логическое познание выносящего решения разума, будучи сферой чистого познания, является познанием действия или реальности, в которой вещи существуют по-настоящему, в памяти они существуют как мысль и воображаемая и совершенная истина, свободные от связи со временем или от разрушений забвения. Отсюда исходит утверждение поэта-философа, что универсум не рационализируем, но лишь воображаем, однако память является ключом к миру, а реальность не более чем копия мысли. Таким образом, хотя Антониу Кандиду Франку не отказывает саудаде в том, чтобы считать его чувством, в то же время относит его к природе мышления,  устанавливая связь между ним и воображающей памятью, как высшей или трансцендентной формой разума. /101/

Он также не отрицает и не игнорирует матричную связь, которая всегда в рефлексии о саудаде устанавливается между саудаде и любовью.
Он отмечает, что любовь дается как интуитивное чувство мужчины и женщины, а саудаде – это интуитивное мышление Бытия. По этой причине по его пониманию сначала на земле возникло саудаде – в человеке павшем, но обладающем саудаде, и только он может познать саудаде, которое является порождением падения, а также любовью, знанием, которого ангелы не могут достичь, потому что не могут любить. /101/

Здесь нужны два важных замечания. Первое имеет отношение к идее того, что если любовь действует посредством конкретных материальных форм, то саудаде, которое есть любовь посредством мышления, действует посредством идей, будучи, таким образом, любовью преобразующей. Второе относится к его концепции, что память любви – это память вечной родины, так как человек, будучи ничем, имеет саудаде по абсолюту, «по другой жизни, другому небу», рождаясь с памятью о другом истоке, истоке внешнем и внутреннем в собственном истоке, посредством чего живет и помнит этот исток, и в определённом смысле, расплачивается за грех рождением. /102/

Человек, сверх всего – саудаде Бога, не нужно забывать, что и Бог есть результат саудаде человека и что, в саудаде нет Бога без первой природы, как нет творца не обладающего творящим действием. Таким образом, в саудаде есть человек, который освобождает Бога, насколько он является несубстанциальным, единичным существом во вселенной, которое не существует, а сверхсуществует, и которое для того, чтобы быть, нуждается в том, чтобы Дьявол был тоже. /102/

С другой стороны, вселенная представляется ему как космическое выражение саудаде, для которого подлинная вселенная ещё не создана и непознанна как вечная память духа, только в человеческом познании саудаде дано создать и понять вселенную, также как а непознанное может быть создано лишь через вечную силу памяти. /102/

Существует также память воображающая, которая и есть ядро саудаде, которая позволяет преодолевать временные образы того же саудаде, такие как смерть, главную ошибку творения, и превосходить её, поскольку саудаде заставляет жить помня, и поэтому имеет возможность воскрешать мертвых.


Теория саудаде Антониу Кандиду Франку завершается эсхатологией, в которой не будет окончательного и определенного возвращения в рай или воссоединения и возвращения в исходное единство, но в которой, поскольку всё есть лишь саудаде, и все различия могут быть забыты, и ни одна вещь не находится в своём собственном месте,  все будет потеряно или обретено на территории Бога, и исчезнет в своём пустом месте, где никогда не существовал Создатель и творение, различия и  прошедшая, настоящая или будущая реальность. /102/

Комментарии