Португальская философия Saudade.JOSÉ MARINHO.//Antonio Braz Teixeira "Filosofia da saudade"

JOSÉ MARINHO
(1904-1975)


 У меня оказалась в наличии книжка этого автора даже с его автографом

Саудаде не является исключительно португальской чертой, а является тем, что «направляет и устанавливает бытие человека», существуя более явно или более скрыто во всех человеческих существах, и становясь, таким образом «универсальной формой человеческого бытия». Saudade не только то общее, что есть в интимной глубине бытия всех людей, сколько то, что возвращается ко всем. /60/

Саудаде «относится всегда к незапямятному прошлому, связанному с актуальной мгновенностью собственного существования человека и с аутентичным существованием человека» /59/

Саудаде представляется освобожденной памятью возможности представлять и рационализировать преходящее», памятью, в которой истина и добро продолжают быть, не как исчезающее воспоминание или напрасное желание, внешней по отношению к душам, но быть «в глубинной структуре бытия человека, в душе души и в сокрытых связях её с жизнью вселенной и всего духа человека» /60/

У Жузе Мариньо, как впоследствии у Афонсу Ботелью, устанавливается связь между онтологией саудаде и теорией мифа.  Поскольку миф говорит о тайне происхождения, он приносит всегда отдаленную память разделения божественного, Бога или богов, и человека, память о падении или расколе, которое это разделение вызвало, память о боли и об единстве богочеловеческом в смерти и воскресении, вечную память утерянного первоначального блага и надежда на новое установление или на возвращение этого первичного единства и гармонии, которой человек желает в потаенных уголках своей души, и которая ему была явлена или обещана. /60/

Таким образом, для Мариньо чувство мифа было всегда чувством, которым прошлое всегда возникает в человеке, как если бы оно желало быть вспомненным, как если бы оно не заслуживало того, чтобы его считали прошедшим, потому что оно есть наиболее эффективное настоящее, также как и будущее не есть лишь скрытое настоящее, которое в тонких формах приходит побуждать человека, поскольку в отдельной истории и в отдельной жизни каждого исток и начало не являются тем, что находится в прошедшем далёком времени, но видно, как в каждый момент всё начинается снова /60-61/

Это означает, что связь порожденного со своим началом никогда до конца не разрушается, и что при максимальном удалении зла и боли возможно восстановление связи с источником, и таким образом, саудаде видится в своём существе, как память об этой связи, но память созидающая и динамическая, некое бытие, которое в одно и то же время укрепляет и разоблачает бытие человека и вещей, и таким образом является измерением или природой более, чем человеческой, космической и в определенном плане божественной, и уже, по мнению Мариньо, человек и природа были присущи Богу, однако с определённой точки зрения, Бог все охватывает и согласовывает всё, поскольку существует его собственное совершенное бытие /61/


Комментарии