JOSÉ MARINHO
(1904-1975)
Саудаде не является исключительно
португальской чертой, а является тем, что «направляет и устанавливает бытие
человека», существуя более явно или более скрыто во всех человеческих
существах, и становясь, таким образом «универсальной формой человеческого
бытия». Saudade не только то
общее, что есть в интимной глубине бытия всех людей, сколько то, что
возвращается ко всем. /60/
Саудаде «относится всегда к незапямятному прошлому,
связанному с актуальной мгновенностью собственного существования человека и с
аутентичным существованием человека» /59/
Саудаде представляется освобожденной памятью возможности представлять
и рационализировать преходящее», памятью, в которой истина и добро продолжают
быть, не как исчезающее воспоминание или напрасное желание, внешней по
отношению к душам, но быть «в глубинной структуре бытия человека, в душе души и
в сокрытых связях её с жизнью вселенной и всего духа человека» /60/
У Жузе Мариньо, как впоследствии у Афонсу Ботелью,
устанавливается связь между онтологией саудаде и теорией мифа. Поскольку миф говорит о тайне происхождения,
он приносит всегда отдаленную память разделения божественного, Бога или богов,
и человека, память о падении или расколе, которое это разделение вызвало, память
о боли и об единстве богочеловеческом в смерти и воскресении, вечную память
утерянного первоначального блага и надежда на новое установление или на
возвращение этого первичного единства и гармонии, которой человек желает в
потаенных уголках своей души, и которая ему была явлена или обещана. /60/
Таким образом, для Мариньо чувство мифа было всегда
чувством, которым прошлое всегда возникает в человеке, как если бы оно желало
быть вспомненным, как если бы оно не заслуживало того, чтобы его считали
прошедшим, потому что оно есть наиболее эффективное настоящее, также как и
будущее не есть лишь скрытое настоящее, которое в тонких формах приходит
побуждать человека, поскольку в отдельной истории и в отдельной жизни каждого исток
и начало не являются тем, что находится в прошедшем далёком времени, но видно,
как в каждый момент всё начинается снова /60-61/
Это означает, что связь порожденного со своим началом
никогда до конца не разрушается, и что при максимальном удалении зла и боли возможно
восстановление связи с источником, и таким образом, саудаде видится в своём
существе, как память об этой связи, но память созидающая и динамическая, некое
бытие, которое в одно и то же время укрепляет и разоблачает бытие человека и
вещей, и таким образом является измерением или природой более, чем
человеческой, космической и в определенном плане божественной, и уже, по мнению
Мариньо, человек и природа были присущи Богу, однако с определённой точки
зрения, Бог все охватывает и согласовывает всё, поскольку существует его собственное
совершенное бытие /61/
Комментарии
Отправить комментарий