Antero de Figueiredo. Doida de amor. Письмо двадцать четвертое.

José de Brito, 1855-1946.

XXIV

30 апреля
Рауль, я только что узнала, что ты был несколько дней в Лиссабоне, и что ты собираешься жениться! Когда я это услышала, мне показалось, что моё сердце остановилось! Этот человек, твой задушевный друг, утверждал, что Рауль ему говорил, что он не хочет мне зла и предлагает мне свою дружбу. Я не хочу твоей дружбы. Любовь не превращается в дружбу. Она или умирает, или превращается в ненависть. И ненависть, ненависть до стиснутых зубов, я чувствую к тебе. Ненависть, которая есть голод и жажда причинить тебе зло, вырвать тебе сердце медленно, медленно! Предатель! Единственным утешением в этот момент и навсегда было бы для меня знать, что ты несчастен. Проклинаю тебя! Простительно искать большего счастья в жизни, но не большей любви. Уверена, что ты будешь раньше или позже страдать, что ты расплатишься за то преступление, которое совершил против меня, меня, которая тебя безумно любила! – против меня, которая ставила любовь выше Неба, и которая всю клевету приняла на себя.
Я буду являться тебе всегда, живая или мёртвая, как привидение, всю твою жизнь! Сегодня сеньор смеётся, но при первом же разочаровании он вспомнит обо мне! Если у меня отберут мою дочь, моя жестокость не будет знать границ. Сеньор, вы причина всех моих бед и всех моих несчастий. Будьте прокляты! И если ваш цинизм позволит вам сейчас быть спокойным, то придёт время (и скоро), когда ваша совесть будет громко кричать вам о том ужасном преступлении, которое вы совершили. И вы будете искать мою душу в темноте ночи, чтобы просить о прощении, но вы найдёте перед собой только ненависть! Пока, пока я буду дышать, пока буду чувствовать этот ад, который мучает меня всё больше и больше, наполняя меня гневом, желчью, ядом, не смогу, не сумею, не захочу простить!
Предатель! Возможно ли, чтобы сеньор любил другую женщину, зная, видя, чувствуя мою безумную любовь к себе!? Но есть вечная справедливость! Да, я поступила плохо, забыла свой главный долг, была жестоко наказана, но сеньор был моим сообщником, и поэтому будет наказан тоже. Не исчезли честь, сердце, душа, ум, иллюзии женщины и матери, и не отравлена навсегда внутренняя сущность! Ненавижу вас за страдания, которыми вы были причиной. Ненавижу вас, потому что не могу перестать вас любить!
Вы предатель. Вы вызываете во мне отвращение. Мне стыдно, что я вас любила. Мне стыдно за то любовное безумие, над которым вы насмеялись! Я забуду вас – я хочу вас забыть. С сегодняшнего дня, вы не имеете никакого права на меня. Всё кончено. Мне хватит сил. Когда вы будете несчастны, каким удовольствием для меня будет узнать об этом! Когда будете страдать (а вы будете страдать, говорю вам я), я буду первой, кто обрадуется этому!
Раньше я желала бы видеть вас скорее мёртвым, чем женатым! Бог меня быстро заберет из этого мира. По крайней мере, я буду мертва!..
Я не заслужила этого оскорбления! Неблагодарности! Я, которая провела целые ночи, ночи отвратительные, которые мне никогда не забыть, в исступлении сердца, целые ночи, сжимая в руках, почти задушив, мою дорогую дочь, чтобы не убить себя. Я выла от боли, корчилась, была в отчаянии, сходила с ума, теряла голову, боролась против этой адской любви, которая уничтожала моё сердце,  которая меня утомляла, истощала, убивала меня!
Друзья? Невозможно! Если, как друг, вы мне скажете: «Я страдаю», я вам отвечу: «И к лучшему!... страдайте ещё больше, много больше». Если, как друг, вы мне скажете: «Я счастлив», я закричу: «Это несправедливо!». Если, как друг, вы сообщите мне: «Я женюсь», я почувствую желание убить вас! Ваш друг? Нет, я ваш враг, враг, который ждёт лишь одного счастья: видеть вас в горе! Друг! Я люблю вас слишком, чтобы быть вашим другом!
С утра, люблю вас, к вечеру – ненавижу. Да, ненавижу вас, ненавижу, и чем больше ненавижу, тем менее могу освободиться от этого наваждения! Сейчас я чувствую. Как сгорает вся моя плоть в огне отчаяния, и чувствую, что это уже больше не я, но туча в бурю, которая проливается ненавистью, страстной любовью, бунтом против несправедливости судьбы, против мужчин. против законов, против мира – против жизни; сейчас у меня есть дьявольское желание убить вас, загрызть вас! Призываю все несчастья, которые смогут отомстить за меня, и худшие из них кажутся мне слишком мягкими!
Не говорю тебе «прощай», говорю тебе – «проклинаю»! Твой друг? Или твоя Габриэла твоя, вся, или ничего не будет. Любовница или рабыня, но друг – нет! Не хочу твоей дружбы. Презираю тебя. Между нами может существовать только любовь или ненависть. Но, Бог мой, почему ты заставляешь меня так страдать?!


Габриэла.

Комментарии