Antero de Figueiredo. Doida de amor. Письмо шестнадцатое.


XVI

21 марта

Мой Рауль, вот уже три дня, как я написала тебе мучительное письмо, в котором я тебе рассказала о тоске, которая меня разрывает. Этим вечером в Байше мне сказал твой друг Рикарду де Мелу, что ты ему написал, что ты был болен и что некоторые моральные обстоятельства тебя заставляют страдать. Для чего ты жалуешься чужим людям? Нам не стоит впутывать других меж нашими сердцами легкомысленные сердца других. Лишь наши могут понять друг друга, даже в непонимании!... Эти моральные обстоятельства, которые тебя огорчают, должно быть – твоя любовь, так я полагаю. Но зачем страдать так, чтобы стать больным? Если ты меня не любишь, подозреваешь меня в неверности, и испытываешь ко мне лишь презрение, ты должен быть доволен тем, что так долго меня не видишь, избегая встреч со мной, должен быть довольным, что будешь свободен от той, которая принесла тебе несчастье, и более того, ты даже должен чувствовать внутреннее удовлетворение, зная, что выдержал тысячи страданий. Если же ты страдаешь из-за меня, если ты меня любишь…, если ты меня любишь так, что заболеваешь, я не нахожу логики в твоём поведении. Почему ты меня любишь, но не прощаешь?
Я любила тебя, люблю тебя, и никогда не смогу смириться с потерей твоей любви. Я – вдова, потерявшая сердце, радость, счастье. Ничто меня не интересует, и ничто меня не расстраивает. Живя лишь сосредоточившись на своём горе, я живу подобно какой-то твоей вещи… Ах, если ты меня ещё любишь, не печалься, не страдай! Помни, что я тебя люблю, помни, что в мире есть некто, кто тебя обожает, и кто лишь по одному твоему знаку, если ты его подашь, будет у твоих ног.Несправедливые идеи и предубеждения заставляют тебя страдать. Почему ты меня не прощаешь, если есть повод простить то, что я сделала? Это такая малость, что я осмеливаюсь тебя просить об этом; я бы не просила, потому что не заслуживала бы этого, если бы, на самом деле забыла-предала тебя, как nы говоришь. Рауль, почему ты такой гордый?
Рок всё устраивает так, что всё против меня. И ты страдаешь, и я бессильна исправить ту ошибку, которую ты совершаешь, бессильна, несмотря на то, что страсть, которую ты зародил во мне, заполняет и разрывает мне душу. Ты страдаешь из-за самолюбия, из-за гордости, из-за предубеждений.Тобою владеют условные представления о чести.В тебе борются идеи с чувствами. В тебе честь побеждает любовь, достоинство (то, что ты называешь достоинством!)побеждает страсть. Следовательно, ты меня не любишь. Даже если бы я была самым неверным созданием, но если бы ты меня любил, простил бы мне всё. Да, всё! Нет, ты меня не любишь, потому что никогда и не любил. Я могла бы увидеть тебя с другой женщиной, и если бы я не убила тебя в тот момент…, а в следующий ты просил бы меня о прощении, моя любовь победила бы все мои чувства, все! Понимаешь? Простила бы тебя, любила бы тебя, особенно, если бы видела, как ты страдаешь, и знаешь, что я страдаю. Женщины обладают мягким и благородным сердцем. В основании моей любви к тебе есть нежность, которая вынесет всё. Но, повторяю, если ты, Рауль, страдаешь из-за гордости, любовь моя, прекрати свои страдания! Приди и положи свою голову на мою грудь, которая тебя ждёт и понимает.Я тебя смогу утешить, вот увидишь, и ты никогда больше не узнаешь, что такое страдание.
Так прекрасно чувствовать себя любимым! Моя душа – это эхо, полное любви, отражающее все твои чувства и все твои стремления! Не мучайся! Я отдала бы жизнь за одну твою слезу! Если бы ты на самом деле знал меня, то ты бы знал, что все твои огорчения – и мои огорчения!Наконец, бедный мой Рауль, если ты сам хочешь страдать, подумай по крайней мере, что я страдаю также, как и ты.Однажды ты увидишь меня в правильном свете, и будешь раскаиваться в том, что потерял годы счастья, что позволил им ускользнуть, будешь сожалеть об этом, также, как и я.
Не мучайся. Укроти гордыню. Прости.В твоей страсти намешано столько предубеждений… Будь выше! Преодолей вульгарные предрассудки!.. Чтобы твои мысли не смогли возобладать над твоими инстинктами любви. В жизни имеет ценность только любовь. Пренебреги общими мнениями!.. Истинное чувство  находится выше социальных условностей. Всё можно восстановить. Слушай только своё нежное любящее сердце. Будь свободен! Будем жить друг для друга. Жить в любви. Жить для жизни. Жизнь коротка. Приди ко мне, любовь моя! Я страдаю также, как и ты. Мои слёзы текут, не останавливаясь, моя скорбь бесконечна, моё отчаяние страшно! Это невыразимая боль!.. Никто никогда не страдал так. Отказываюсь описывать тебе, что происходит со мной. Это ужасно. Люблю тебя. Иногда мне хочется оказаться рядом с тобой, покрыть тебя поцелуями, чтобы растопив твоё сердце, показать тебе, доказать тебе, как абсолютна моя любовь; а иногда, когда я страдаю, во мне возникает желание жалить тебя тысячами острых игл, кусать тебя медленно острейшими крысиными зубами, жарить тебя на медленном огне!О, чего бы я только не отдала за поцелуй прощения и примирения с моей любовью! Дай мне его! Будь добрым! Будь благородным! Будь выше! Не позволяй твоей гордости победить твою любовь. Дай мне этот поцелуй и располагай мной, как своей рабой, как вещью, как старой одеждой, как падшей женщиной!
Напиши мне и скажи мне, что ты не страдаешь, что ты хочешь меня, и твоя возлюбленная простит тебе все свои прошлые и будущие страдания. Скажи, что ты меня любишь. О, если ты меня любишь, весь мир – мой!
Рауль, жизнь моя, напиши твоей, только твоей, твоей полностью

Габриэле.

Комментарии