День девятнадцатый и двадцатый. Grande desafio e grande confiança. (Великий вызов и великое доверие)


Девятнадцатый и двадцатый дни были на самом деле одним большим днем


Я практически выполнила свою лиссабонскую программу и сделала сама себе подарок в виде ещё одного дня в Гимараеше. Я все распланировала. Решила, что возьму с собой только роман про Педру и Инеш, и как раз за долгую дорогу (в сумме 9 часов) и незанятое время в Гимараеше его прочитаю. Героическая такая была задача.

В 6.30 утра я вышла из отеля. Насладилась рассветом в Алфаме, сделала несколько фотографий, в 6.45 уже была на вокзале Santa Apolonia. Купила билет до Порту Кампанья – скоростной поезд Альфа пендулар, первый класс. В неземном настроении вышла на платформу, зачем-то открыла сумку… и увидела, что сумочка для мобильника пустая. Я оставила мобильный телефон дома. Причем - оба мобильных.

Я металась оставшиеся 10 минут до отхода поезда. Не поехать, вернуться в отель, поехать поездом на 2,5 часа позже? Но тогда у меня пропадает этот билет (42 евро, деньги однако), в Порту я попадаю в перерыв на 2 часа до поезда на Гимараеш, и в итоге приезжаю в Гимараеш только к 4 часам вечера. Поехать? Но в мобильном у меня все. Во-первых, там мой португальский язык – там загружен словарь, и я им разговариваю. Во-вторых, как я буду читать роман без словаря? А если не читать – то что делать 9 часов дороги туда и обратно? Как я позвоню бой-френду в Гимараеше? И, наконец, из Гимараеша мне уезжать завтра утром поездом в 7.48. Надо встать в 7. Как это сделать без будильника, который тоже, разумеется, в мобильном? Купить самый простой будильник в Гимараеше не получится – потому что сегодня воскресенье, плюс в стране праздничные дни, магазины не работают.

Я все же поехала. Первые два часа были временем агонии. Прекрасное настроение улетело, на его место пришла паника. Оказалось, что мобильный телефон – это половина меня, и без него я не могу почти ничего, что мне нужно. К концу второго часа агония была отрефлектирована, и ещё час ушел на решение – принять этот жизненный вызов и попробовать спланировать жизнь заново, как если бы мобильного телефона не было никогда.

Первое решение было про язык. Я мысленно начала разговаривать сама с собой по-португальски, и поняла, что в моей собственной памяти достаточного много слов и грамматики, и что я, если буду изобретательна, справлюсь и без словаря. Второе решение было про роман. Отлично – подумала я – я буду делать упражнение на чтение текста без словаря, постараюсь понять, исходя из того, что знаю, и догадываться о значении незнакомых слов. Третьим пунктом была организация свидания. Я сообразила, где найду бой-френда утром, где назначу ему встречу в его свободное время. Последний пункт был про будильник. Это было совсем просто – бой-френд меня и разбудит. И вообще, в целом решила я, все это явный вызов и урок на доверие к жизни, без цепляния за технологии и гаджеты.

Начала читать роман. К моему изумлению, я понимала все. Разумеется, детали от меня ускользали, но сюжет в его драматизме был вполне четким. Правда, если мне попадалось слово, про которое я точно знала, что я его уже видела, смотрела в словаре, но совершенно не могла вспомнить, что оно значит – я себя ненавидела. Упражнение на роман сработало. Я не успела, конечно, прочитать весь роман, но две трети из 250-страничного романа я проглотила.

В Гимараеше я без труда нашла бой-френда, сказала ему, что забыла мобильник и назначила время в кафе Docélia (кстати, если будете в Гимараеше – только туда. Это одна из лучших паштеларий вообще в Португалии).

Я более-менее успокоилась, и решила попробовать исполнить ещё два маленьких своих желания. Первое – мне очень нужно было купить подарок. Я знала, какой это должен быть подарок, и купить его можно было именно в Гимараеше. Я вспомнила об этом только утром. Второе – мне ужасно понравился писатель, второй роман которого я читала в настоящий момент, а в букинисте Гимараеша была ещё одна его книжка про Фатиму, которую я почему-то (как всегда – почему?!) не купила. Реализация всего этого была сомнительной с учетом праздников и воскресенья. Но я попробовала. Я пошла по центральной улице – конечно, все магазы закрыты. Было открыто только два – первый – нужный мне ювелирный, и второй – букинист. Это была какая-то сказка. У букиниста, это тоже была сказка – чтобы русская дама вернулась за конкретной книжкой! Он был в восторге. И по этому поводу, а также по поводу воскресенья и праздника вознесения Божьей матери, продал мне книжку в два раза дешевле.

Сказочно посидела в любимом ресторане, сказочно погуляла, почитала в парке роман. И без словаря он прекрасно шел. И отправилась на свидание. С книжкой. Как раз читала главу, которая называлась «Любовники». Она была вполне под настроение. Я просидела в кафе полтора часа. А бой-френд не пришел. Что думает женщина в таких случаях? Особенно женщина с повышенной тревожностью, как у меня? Правильно – две вещи. Первая – он умер. Вторая – он не захотел прийти. Ну, и как вялый запасной вариант, что произошло что-то ещё. Но что? Я же не могу выяснить. У меня нет мобильника. Я пыталась настроить себя на доверие к жизни, но получалось не очень. Глава про любовников меж тем закончилась, и началась глава «Интриги». Мимо прошла цыганка (ну, или что-то вроде того), увидев меня, сидящую с рассеянным видом, приняла его за вид праздный, мгновенно переменилась в лице и походке, и жалостливым голосом попрошайки стала просить о помощи: Сеньора! Мне нужна ваша помощь! Помогите на еду! Помогите!... Откуда у меня что взялось? Помочь? – спросила я на гневном португальском, – а вы мне можете помочь? Можете?! Цыганка офигела, собрала обратно свои жалостливые речи и походку и быстро убежала.

Он пришел, когда я собралась уже уходить. У него был срочный вызов в другой город на работе, меня предупредить он не мог, пытался погуглить телефон кафе, но в интернете его не было, и т.п. и т.д. И – да, разбудить меня в 7 утра он тоже не сможет, потому что около 4 утра сам должен уехать в Брагансу. Отлично провели время, называется… Я снова безнадежно тренировала «доверие к жизни».

Он уехал в 3 утра. И помочь мне с будильником было некому. Кроме меня самой. И я нашла выход. Я положила рядом на подушку наручные часы, есть у меня такой старый Свотч, который тикает с громкостью хороших ходиков. Открыла окно на крыше, чтобы, когда рассветет, был свет. И поставила эксперимент по самостоятельному просыпанию. Да, я просыпалась каждый час, но в последний раз в итоге я проснулась в 6 утра, успела и рассветный райский Гимараеш пофотографировать, и в Доселии кофе с паштел де ната выпить.

Я села в поезд. С минусовым настроением. Я уезжала из любимого города, из любимой страны мне предстояло уехать через полтора суток, любимого человека я увижу дай бог к Новому году. Открыла роман. Новая глава называлась «Казнь Инеш». Прямо наваждение какое-то. Пока я собирала себя в кучку и в волю к жизни, эта глава закончилась и началась глава «Война» о том, как потерявший все инфант Педру собрался с волей и пошел на своего отца войной. Прекрасный роман оказался для моего путешествия.

В никаком, если не сказать хуже, настроении я вернулась в Лиссабон. И он начал меня утешать. Сперва это был официант в моем кафе, который никогда особой любезностью не отличался, а сегодня заботливо кормил меня, веселил, шутил, выдал в обед два напитка (пиво и воду) по цене одного, и потом на выходе догнал меня, вручив недопитую бутылку с водой – пригодится. Мой сумасшедший - сеньор Афонсу - которому я каждый день покупаю кофе, сегодня впервые со мной заговорил. Потом я зачем-то пошла на мирадоуру Сеньора де Монте. И церковь, которая всегда раньше была закрыта – стояла с открытыми дверями. Я спустилась на площадь Martim Moniz, и там была открыта церковь Божьей матери, отвечающей за здоровье. Мало того, там ровно в момент моего прихода начиналась месса. И в церкви поставили шкафчик с разными религиозными принадлежностями, и в нем были четки для чтения Розария – такие прекрасные, бусинки в виде желудей. Сегодня мне их не продали – секретарь, который ведает ключом от шкафчика, уже ушел. Но он будет завтра, утешил меня церковный служитель. Значит, завтра я смогу их напоследок купить. Потом я ржала в магазинчике, куда к продавщице зашел молодой человек, который, не умел писать, и попросил её сделать надпись на пакете (обычный такой бумажный подарочный пакет). «Это для моей подруги – сказал он. – Вы не думайте, это не моя девушка, просто подруга». Он очень настаивал на том, что отношения чисто дружеские. «И что ей написать?» – интересовалась продавщица. Парень прояснел взором и сказал: «пишите – моя подруга, ты мне нравишься, мне нравится твоё сердце и твоя душа». Продавщица старательно стала выводить ручкой под его диктовку: «Minha amiga, gоsto muito de ti». Портье в отеле, которому очень нравится моё имя в русском произношении «Юлия» - узнав, что у меня последний день в Лиссабоне, стал меня утешать и пригласил вечером прийти с ним поболтать.

Короче, вывод: жизни можно доверять. Хотя и сложно.

А Гимараеш – райский. Вот вам его рассвет.





 

Комментарии