День семнадцатый. Ave Maria.


Как бывший работник Минздрава я помню, что курортологи со стажем объясняли, что отпуск меньше 21 дня просто вреден, потому что организму нужно минимум 14 дней на выход из рабочего состояния, ну, и хотя бы неделю на сам отдых.

Что-то в этом есть. Сегодня, на 17 день своего отпуска я впервые проснулась не в 6, а в 8 утра. Впервые никуда не бежала, как офигевшая савраска, гонимая зудом что-то посмотреть и страхом, что можно чего-то не успеть посмотреть. Это был первый день, когда я не делала ничего, ещё лучше сказать – делала «ничего». Просто провела день «на районе».

День к этому располагал. Сегодня в Португалии нерабочий день. Праздник. Но праздник тихий – ни тебе народных гуляний, ни танцев. Потому что это праздник «Вознесения Девы Марии». Посему единственное празднование – это месса.

Подход здесь к мессам выходного дня гуманный. Если в будние дни месса начинается в 9 утра, то в выходной в 11. Пришла я к 11. Церковь пустая. Но все же в хоре человек пять уже сидит и репетирует. То есть, наверное, месса будет. Улучила момент паузы в репетиции – подошла – спросила. Будет – говорят – но в 11.30. Зашкаливающая гуманность. То есть в выходной – в 11, а в праздник – вообще в 11.30.

Месса была, как и праздник, тихой. Народу немного. В воскресный день обычно больше. Была и проповедь. Для начала – похвастаюсь. Я впервые из проповеди поняла не 20%, как обычно, а почти все. То есть, где-то как раз процентов 20 – не поняла. Но это, конечно, не вполне моя заслуга. А праздника и священника.

Священник был тих, размерен и прост. И проповедь была тоже простая. Я все ждала от неё чего-то «вдохновляющего», а его все никак не было. Он все время возвращался к тому, как Папа Пий в 1950 году закрепил успение как догмат. Упирал на то, что вот – это догмат. И ничем не вдохновлял. Но концу проповеди вдруг прояснился смысл. Воскресение Иисуса – это все же чудо, как и сам он – чудо, сын Божий. А Дева Мария – нет. Она не дочь Божия. Она просто человек. И тем не менее – вознеслась. И священник как-то так смотрел на нас на всех, монотонно рассказывал историю, и вобщем-то намекал нам – ну, а вы-то? Это ведь и ваша вполне вероятная история. Что вы сделали для того, чтобы она с вами случилась? При этом священник не сильно взывал к нашей совести, а возвращался к тому, что мы в это верим. Верим. А дальше – дело ответственности каждого. И в это он не вмешивался. Останавливался ровно на границе принятия ответственности каждым за себя самостоятельно.

Очень красивая с коммуникационной точки зрения была проповедь.


Собственно и все. Всех – с праздником!

Комментарии