О Кубе, Христофоре Колумбе и исполнении желаний



В переведенной мной книжке «На острове снов» было две главы, посвященные Колумбу. Из них я впервые узнала, что существует целое «колумбоведение» и сильная историческая линия, обосновывающая, что Колумб был португальцем.
Примерно в то же время, когда я переводила книгу, я посмотрела фильм самого известного португальского режиссера Мануэля Оливейры «Христофор Колумб – загадка». Здесь столкнулась опять же впервые с гипотезой происхождения названия острова Куба. Оказывается, в Португалии есть такой городок – Куба, Колумб родился в нем и потом назвал открытый им остров в честь города, где родился. В фильме главный герой и его жена предпринимают свадебное путешествие по Португалии, и в том числе едут на Кубу в поисках дома, где родился Колумб. Но – не находят его.

У меня зародилась мечта: хочу на Кубу (ту, которая в Португалии))

В этот мой приезд в Португалию я сперва самостоятельно исследовала север страны, а по возвращении в Лиссабон, мой приятель, любящий юг, ревностно пообещал мне, что покажет мне лучшие места Алентежу, и я полюблю юг больше севера.

По его плану мы должны были ехать в Моуру. Моуры не оказалось в навигаторе и приятель попросил меня в Гугл-картах посмотреть этот город. Я открыла – и увидела, что совсем рядом в этим Моуру – Куба. И попросила приятеля заехать туда. Минут на 10. Просто проехать по городку. Он, зная мою любовь к теме Колумба, согласился. Мы заехали. Этот город задержал нас на целый день.


Для начала оказалось, что приятель работал на Кубе когда-то, приезжая туда в Câmara municipal (мэрия) два раза в неделю. И до сих пор поддерживает хорошие отношения с президентом этой câmara minicipal, Франсишку Орелью, проведшим в должности президента 16 лет.


Мы проехали по городку, увидели памятник Колумбу. Приятель сказал, что раньше его не было. Мы остановились, пошли смотреть, а приятель пошел разговаривать с местными. Через 5 минут вокруг нас образовался плотный кружок. Узнав, что приятель спрашивает о Франсишку Орелью, кто-то тут же позвал его родственника. Родственник дал нам новый телефонный номер бывшего президента c câmara municipal. Мы дозвонились, и он сказал, что сейчас не в городе, но к трем часам будет.


Потом около нас остановился прекрасный Моуриньу, который знал, где родился Колумб и выразил готовность провести нас туда.


Дом оказался на сегодня рестораном. Там даже была соответствующая доска, на которой было написано, что Колумб родился именно здесь. Моуринью повел нас на экскурсию. В банкетном зале ресторана было много фото корриды, потому что хозяин ресторана любит это дело и его сын – профессиональные тореро.

Тут пришел и хозяин, не по-португальски крупный мужчина, сказавший, что мы обязательно должны обедать здесь, а потом он свозит нас ещё в какое-то чем-то прекрасное место. Наш Моуринью быстро сбегал домой и отпросился у жены.



Нам выдали самого знаменитого в регионе вина. Лучшего сыра. Горячего хлеба. Для меня был сделан гаспаччо по алентежски, мужчинам – фейжуада (фасоль с мясом и копченой колбасой). Вкус описывать смысла нет, но это было потрясающе. Гаспачо они делают иначе, чем в Испании. Помидоры и огурцы здесь режут достаточно мелко, добавляют чеснок и местные травки, заливают холодной водой с винным уксусом, оливковым маслом и льдом.




Во время обеда мы сперва рассказали друг другу – кто мы есть. Моуринью рассказал, как ещё при СССР работал в Германии грузчиком, видел Берлинскую стену. Потом затосковал и вернулся на Кубу, где работает строителем. Затем разговоры как-то перетекли в обсуждение португальской литературы. Моуринью покорил меня тем, что его любимым писателем оказался Сарамаго. Он и мой любимый писатель, но до этого времени все португальцы при имени Сарамагу говорили примерно одно и то же: «Ой, это так сложно!» Моуриньу сложностей не испытывал.

Предложенное нам «лучшее вино в Алентежу» было красное, называлось Vidigueira. Так называется и местечко рядом, где самые лучшие виноградники Алентежу. Кстати, как выяснилось позднее, существует спор ещё по поводу одного первооткрывателя – Вашку до Гаммы. То есть его португальское происхождение, в отличие от Колумба, не оспаривается, но есть вопрос – он родился в Видирейге, а потом жил в Синеше или наоборот? Вопрос не решен.

На этикетке на бутылке ещё было написано «Акт третий. Саудаде». Мне объяснили это примерно так, что это столь прекрасное вино, что оно вызывает настоящее saudade. Почему акт третий? Я так и не поняла.


Но саудаде вино, действительно, вызвало. После обеда пришел человек, который представился сеньором инженером и повез нас в «самое спокойное место в Алентежу, и даже в самой Португалии». Это была правда. Фото этого не передаёт, но меня удивительным образом там «накрыло», я села прямо на травку и начала плакать от какой-то смеси чувства любви и освобождения: полное саудаде. Пришел Моуринью, принес мне кофе, увидел, что я плачу, не удивился нисколько, поставил кофе – и пошел беседовать с мучжинами.



Нас вернули в ресторан, где уже пели местные алентежанские песни (и не только) местные мужчины. Специально для меня они спели песню про аиста. А потом, так как пели они по «песеннику», где были слова, я осмелела, и спела с ними. Так искренне мне давно не радовались.


На съемке этих песен у меня «сел» фотоаппарат, и пришлось переключаться на мобильник…

На прощание хозяин подарил мне бутылку видигейры, вызывающей саудаде, сфотографировался со мной и Моуринью, и мы поехали из города. И на самом выезде зазвонил мобильный. Это звонил предыдущий президент Camara municipal Франсишку Орелью. Мы развернулись и поехали обратно в город.

Сеньор Орелью был не только очень красивым (как 50% мужчин в Португалии) португальским мужчиной, но и страстным поклонником Колумба. Оказалось, что это он поставил памятник, он сделал доску в ресторане, способствовал изданию книг о Христофоре Колумбе, а ещё он открыл в городке Центр-музей Христофора Колумба. Про Колумба он знал всё. И это при том, что, как мне сказал мой приятель, у него было всего лишь начальное образование (4 класса).

Сеньор Орелью позвонил кому-то и попросил открыть для нас Центр Христофора Колумба. Мне он подарил и надписал книжку, изданную при его содействии, о жителе Алентежу, который открыл Америку (о Колумбе то есть). Ну, и сфотографировался со мной на память. (фото уже в фотоаппарате приятеля, пришлет - выложу)






Что я могу сказать? Перевыполнилось не только моё желание, но и моего приятеля. Потому что как бы не любила я север Португалии, а надо признать, что Алентежу – невероятный край, забирающий кусок твоего сердца. Так что теперь моё сердце, разорванное на куски, живет и болит одновременно в Гимараеше, Лиссабоне и Кубе.

Комментарии

Отправить комментарий