Введение к книге "На острове снов" (Na Ilha dos sonhos)

Перевод обретенной при удивительных обстоятельствах книги подходит к концу. Вот вам образец того, что в ней. Это - введение от Автора.

ВВЕДЕНИЕ

Последующие страницы являются результатом моей независимой деятельности и отражением моего всегда внимательного и усердного духа. Они представляют собой характерные демонстрации моего чувства, которое не способно ни приспосабливаться, ни быть спокойным перед лицом несправедливости.
В то же время, что закономерно, я буду настолько искренним, насколько это возможно; неважно, будет ли кому-то от этого больно, но я буду говорить правду чистую и простую.
Хорошо известная фраза Эса де Кейрош[1]: «Поверх сильной наготы Истины - прозрачный покров фантазии», - не будет здесь сколь-нибудь уместной.
На этих страницах будет подлинная история, произошедшая некоторое время назад, которую описываю я без фантазий, пытаясь, насколько это возможно человеческим силам, не отклониться ни на тысячную долю от реальности. Возможно, в некоторых страницах мне придется быть меньшим реалистом, чем я мог бы, или быть излишне романтичным,  однако я не имею желания скрывать или изменять правду произошедших фактов.
Не забочусь о том, как читатель поймет и, прежде всего, сможет ли проверить этот роман.
Роман – плод моих юношеских воспоминаний, усиленных драгоценными элементами, предоставленными более старшими современниками, которые любезно мне прояснили сомнительные места, и которые меня вдохновляли на проживание заново этого прошлого.
К счастью, многие свидетели описанных эпизодов ещё живы, и если это будет необходимо, подтвердят рассказ.
Я использовал все возможное, чтобы раскрыть историю Триштау (нашего Моргадиньу) и всех остальных персонажей, которые будут проходить через страницы этой книги.
Я заботился о том, чтобы точно преподнести читателям посредством формы, находящейся за границами обыденности, но в которой бы не было ничего вымышленного, все мои уже отдаленные впечатления от прошлого, избежав того, чтобы время что-то стерло в моей памяти.
Впечатления, откровения, страдания – все будет на этих страницах, их покажут события, которые запечатлены в моих чувствах.
Говорят, и справедливо, что время все разрушает, все изменяет и заставляет все забыть, но этого не произошло с настоящей историей. Некоторым рассказанным сценам я был очевидцем и помню их так живо, как если бы прошло всего несколько часов. Прошедшее время лишь служит  тому, чтобы я лучше узнал несчастный Человеческий род, который нас окружает и временами пытается разрушить наши юношеские стремления и мечты, и даже определить границы нашей личности. Так случилось, к несчастью, с двумя персонажами нашего романа – Жорже и Фаушту.
Но моя манера видеть – чисто христианская, во имя собирания идеала человека - Бога, Христа, который указывает, что нам следует прощать,  а к чему стремиться, что презирать, чего стыдиться, как и двум братьям, которые появляются в наших сюжетах. Оставленные, один в 19, а другой в 20 лет, потерпевшие кораблекрушение, они оказались без правильного курса в достаточно критическом возрасте, чтобы самостоятельно ходить под парусами по жизни.
Если бы не добрый Бог, который направлял их первые шаги, уберегая их от внезапного падения в грязь, давший им недостающую поддержку, спокойствие и достойную жизнь, которую им до этого предоставлял отец, что стало бы с ними?
Если бы не было религиозного образования и душевного расположения, свободного от обид, всей злопамятности было бы мало, чтобы заплатить за отторжение и оставленность тех, кого следовало бы защищать и кому покровительствовать. К чему злопамятность, если существование столь кратковременно и желание мести следует оставить? Какой могла бы быть человеческая глупость…
Когда я оживляю прошедшие и уже описанные события, прошедшие столько лет назад, впечатления в моей памяти темнеют - как пятно крови, которое невозможно отстирать, становится меткой, разделяющей жизнь, меткой в долгой и богатой приключениями жизни, где другим приходится трудно.
Настоящий труд послужит развлечением для одних и поводом к размышлению для других.
Эгоизм, неблагодарность, враждебность, несправедливость – эти мелкие приметы жизни здесь будут, и они будут преследовать двух персонажей этого романа. Особенно сыновей греха, Жорже и Фаушту, которые стали жертвами любви, находящейся за рамками общепринятого; их было бы гуманно защищать, а не приносить в жертву, как это было сделано.
Прежде чем поставить точку в этих рассуждениях, хочу привести здесь одно выражение из моих размышлений, которое иными словами я уже высказывал ранее: правильно воспитанная душа не должна давать место обидам, и тем, кому сознательно или неосознанно становится трудным существование, слепым из-за эгоизма, поработившим их дух,  следует дать наше прощение; а те, кто облегчает трудности, заслуживают нашей вечной благодарности: вот таковы два благородных чувства нашей души.
В завершение скажу, за недостатком других даров: соблаговоли, благосклонный читатель, с доброй верой листать мою книгу, в которой нет литературной выразительности, лишь слыша в некоторых страницах этой книги сердце автора; и этого мне достаточно.

Лиссабон, 1953 год.

АМАДЕУ МИМОЗУ





[1]  José Maria Eça de Queiroz (1845 – 1900) – португальский писатель

Комментарии